Историю XIX в. открывает не календарный
1801 г., а 1789-й. Великая Французская революция (1789— 1799 гг.),
уничтожившая монархию и установившая республику, надолго определила пути
развития европейской культуры. Вместе с башнями Бастилии рухнул старый
порядок; казалось, что должно возникнуть новое общество — царство Свободы,
Равенства и Братства.
Однако не прошло и пяти лет, как свобода обернулась
деспотизмом, идея равенства привела к массовым казням, а во имя братства всех
людей были развязаны захватнические войны.
И всё же главным открытием века стало осознание
неповторимой ценности человеческой личности. Французский писатель Стендаль
отмечал: «Девятнадцатый век будет отличаться от всех предшествовавших веков
точным и пламенным изображением человеческого сердца».
Именно в XIX в. мастер, который со времён Возрождения
работал главным образом по частным заказам, оказался лицом к лицу с тысячами
посетителей художественных выставок, со зрительской массой. А она в основном
состояла из малообразованных людей, видевших в искусстве лишь праздную забаву
или примитивное средство пропаганды.
Впервые художник стремился выделиться из окружавшей его
среды даже внешне, например носил необычную «артистическую» одежду. В то же
время он остро чувствовал разлад между собственной душой и остальным миром.
Не случайно в XIX в. расцвели наиболее лиричные, интимные виды искусства, в
которых зритель как бы остаётся наедине с автором, — живопись, музыка и
художественная литература; а искусства, адресованные многим, например архитектура,
переживали кризис.
XIX столетие можно назвать «эпохой великих археологических
открытий»: велись успешные раскопки в Египте, Месопотамии, Греции. Европейцы
начали осознавать единство человечества, равноправие разных народов и
культур. Наряду с античностью они открыли для себя Средние века — своё
национальное прошлое — и мусульманский мир. Широкой публике стали доступны
многочисленные музеи, они служили великолепной школой для будущих художников.
В искусстве первой половины XIX в. соперничали два направления
— неоклассицизм и романтизм.
Расцвет неоклассицизма пришёлся на годы Великой
Французской революции и период правления Наполеона I (первый консул с 1799
г., император в 1804—1814, 1815 гг.). Этот стиль господствовал в архитектуре,
изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении трёх первых
десятилетий XIX в. Для людей того времени жизнь древних греков и римлян была
не только идеалом красоты, но и моделью мира, который они пытались построить.
Новое направление в европейской культуре — романтизм
(франц. romantisme) — выражало взгляды молодого поколения рубежа XVIII— XIX
вв., испытавшего разочарование в прописных истинах Просвещения.
Мир романтиков таинствен, противоречив и безграничен;
художник должен был воплотить его многообразие в своём творчестве. Основное в
романтическом произведении — чувства и фантазия автора. Для
художника-романтика не было и не могло быть законов в искусстве: ведь всё,
что он создавал, рождалось в глубине его души. Единственное правило, которое
он чтил, — это верность себе, искренность художественного языка. Нередко
творения романтиков шокировали общество полным неприятием господствовавших
вкусов, небрежностью, незавершённостью. Знаменитый французский живописец Эжен
Делакруа, лидер романтизма, утверждал, что искусство «даёт только намёк,
является лишь мостом между душою художника и душою зрителя»
АРХИТЕКТУРА
В первой половине XIX столетия в Европе развернулось
невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц —
Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их
архитектурных ансамблях усилилась роль общественных зданий.
Неоклассицизм в первой половине XIX в. пережил поздний
расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали
поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера
попытались возродить традиции архитектуры прошлого — так возникли неоготика, неоренессанс,
необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму — механическому
соединению элементов разных стилей, старого с новым. |