Путь Ивана Николаевича Крамского в искусство характерен
для разночинца: он родился в маленьком городе Острогожске в семье мелкого
чиновника, закончил четырёхклассное училище, был переписчиком, подмастерьем иконописца, ретушёром у фотографа; наконец
приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.
Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал
множество портретов, из которых наиболее интересен автопортрет 18б7 г. К
зрителю повёрнуто некрасивое, но умное и волевое лицо с пристальным взглядом.
Здесь нет ничего, что связывалось бы с привычными представлениями о
художнике, зато Крамской передал в собственном облике типичные черты
разночинца 60-х гг. Именно так, по воспоминаниям художника Ильи Ефимовича
Репина, и выглядел в то время Крамской: «Вместо прекрасного бледного профиля
у этого было худое, скуластое лицо и чёрные гладкие волосы вместо каштановых
кудрей до плеч, а такая трёпаная, жидкая бородка бывает только у студентов и
учителей».
Известным Крамского сделала работа «Христос в пустыне»
(1872 г.). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом
сидит Иисус Христос, пребывающий в напряжённом, скорбном раздумье. Для многих
современников полотно читалось как понятное иносказание: образ Христа был
символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей. Крамской хотел
изобразить героя, совершившего нелёгкий выбор и предчувствующего трагическую
развязку.
В 1873 г. в Ясной Поляне, усадьбе Льва Николаевича
Толстого, Крамской работал над его портретом для галереи Павла Михайловича
Третьякова. Удивительное сходство — не главное достоинство этой работы. В ней
прочитываются важные свойства личности писателя: глубокий ясный ум, воля,
спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу (руки не
закончены, за свободными сборками блузы не ощущается тела).
Молодую женщину в мехах и бархате с высокомерным
выражением лица, которая едет по Невскому проспекту («Неизвестная», 1883 г.),
критики назвали «исчадием больших городов». В картине усматривали обличительный
смысл. Однако в лице героини можно увидеть не только надменность, но и
грусть, затаённую драму.
Крамской сыграл очень важную роль в художественной жизни
70—80-х гг. Он помог сплотиться художникам, ощутившим, насколько устарели
академические правила, выразил в речах, статьях и письмах потребность в новом
искусстве, которое отражало бы реальную жизнь. Иван Николаевич Крамской
писал: «Нам непременно нужно двинуться к свету, краскам и воздуху, но... как
сделать, чтобы не растерять по дороге драгоценнейшее качество художника —
сердце?».
|