Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника
Питера Пауэла Рубенса. И ван Дейк, и Йорданс испытали влияние его
многогранного творчества. Однако и утончённому ван Дейку, и простодушному,
грубоватому Йордансу одинаково не хватало здоровой умеренности Рубенса.
Якоб Йорданс, сын торговца холстом из Антверпена, в 1607
г. поступил в ученики к местному художнику. В 1615 г. он был аттестован
гильдией Святого Луки как художник-декоратор, но в дальнейшем посвятил себя
живописи.
Йорданс не пожелал закончить своё образование в Италии.
Будучи протестантом, он каждое воскресенье ходил слушать проповеди в
близлежащий голландский форт. Художник познакомился с северо-нидерландской
жанровой живописью и проникся обаянием её стиля.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от
наивной веры в чудеса. В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует
козлоногий сатир («Сатир в гостях у крестьянина», около 1620 г.). Почтенный
бюргер, отец семейства может стать королём на время праздника, если найдёт в
своём куске пирога запечённый боб. Йорданс написал ряд картин на тему этого
нидерландского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г.), «Король пьёт» (около
1656 г.) и др. Любопытная сторона творчества Йорданса — его портреты. Обычно
он писал семейные пары. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-х
гг. XVII в.), величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение
зрителей. Глава этого семейства, конечно, дородная матрона, покойно, но не
особенно изысканно расположившаяся в кресле. Радом устроился на жёрдочке
попугай — неизменный в подобных портретах персонаж, символизирующий
бюргерское тщеславие.
Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Около
1643 г. художник написал поразительную картину «Диоген». Большое полотно
изображает торжище (рынок). На первом плане громоздятся овощи, живность.
Между горами снеди — почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. И
среди этого изобилия — сутулая, измождённая фигура старика. Он движется прямо
на зрителя из глубины картины, разрезая композицию надвое, как корабль,
рассекающий волны. Безумный мудрец ищет того, кто достоин имени Человека.
Йорданс был плодовитым и преуспевающим мастером. К нему
обращались с заказами короли Англии и Швеции. Однако признание явно не пошло
ему на пользу как художнику — в последние десятилетия жизни из-под его кисти
выходили однообразные, почти ремесленного уровня картины.
|