Антонио Канова — виднейший представитель итальянского
изобразительного искусства XIX столетия. Сын каменотёса из городка Поссаньо,
принадлежавшего Венецианской республике, Канова в 1768 г. поступил в
скульптурную мастерскую в Венеции. В шестнадцать лет он уже успешно завершил
своё обучение. Первые же работы молодого скульптора, изображавшие героев
древнегреческой мифологии, прославили его имя. Это статуи «Орфей» и «Эвридика»
(1776 г.), в которых ещё заметно влияние позднего барокко, и группа «Дедал и
Икар» (1777—1778 гг.).
В 1780 г. Канова переехал из Венеции в Рим. Там он
познакомился с произведениями античного искусства, что завершило творческое
формирование мастера. От древних ваятелей он усвоил чувство тектоники — ясной,
собранной, устойчивой скульптурной формы. Эти черты очевидны в мраморной
группе «Тесей, победитель Минотавра» (1781 г.), где фигуры естественно
образуют чёткий пирамидальный объём.
В скульптурной группе «Эрот, слетающий к Психее» (1792 г.)
мастер изобразил встречу влюблённых после долгой, почти безнадёжной разлуки.
Силуэт статуи изысканно декоративен, мягкая обработка мрамора оживляет
фигуры, придавая их формам гибкость и теплоту. Крылья бога любви беспокойно
трепещут — его полёт ещё продолжается; навстречу ему Психея подняла сильные и
нежные руки. Не веря до конца в возвращение любимого, она ощупывает и гладит
его голову.
Канова виртуозен не только в идиллических, но и в
трагических сценах. В группе «Геракл и Лихас» (1796 г.) позы обезумевшего
героя и его слуги Лихаса, которого Геракл бросает в море, странным образом
повторяются. Скульптор сопоставляет фигуры могучего атлета и хрупкого,
беззащитного юноши. Это заставляет задуматься о сходстве участи безумца и его
жертвы: могучий Геракл так же бессилен в руках судьбы, как злополучный Лихас
— в руках Геракла.
В 1802 г. Наполеон пригласил Канову во Францию. Там
скульптор выполнил несколько изображений императора и его близких. Сестра
Наполеона Паолина Боргезе представлена в образе Венеры, получившей от Париса
золотое яблоко (1805—1807 гг.). В этой работе Кановы мифологический образ
сливается с реальными чертами модели, натурализм в деталях оборачивается
вызывающим неправдоподобием целого: так, подушка с тщательно вырезанными
складочками не мнётся под локтем лежащей, постель несокрушимо тверда — тело Паолины-Венеры
лишено веса.
С 1810 г. Канова стал директором римской Академии Святого
Луки. После падения Наполеона он сделал многое для того, чтобы художественные
ценности, вывезенные французами, вернулись в Рим, за что получил от Папы Пия
VII титул маркиза. Однако дворцовые интриги заставили скульптора покинуть
столицу. Последние годы жизни Канова провёл на родине, отдав их строительству
и украшению храма Троицы в Поссаньо. |