Концептуализм
(от лат. conceсерtus — «мысль», «представление») возник в середине 60-х гг.
XX в. одновременно в Англии и США и очень скоро сделался ведущим направлением
современного искусства. В полемике с торжествовавшим в то время поп-артом,
сосредоточенным на предметном мире, концептуалисты утверждали, что
единственно достойной задачей художника является создание идей, концепций.
Ведь форма может быть выполнена любым ремесленником, но лишь художнику дано
придумать её.
На стене в затемнённой комнате высвечивается неоновая
строчка: «Пять слов из оранжевого неона».
Так называется произведение американского концептуалиста
Джозефа Кошута (родился в 1945 г.), которое, собственно, и состоит из одной
этой надписи. Зрителю, если он расположен к размышлению, предлагается
вспомнить все свои ощущения от всех неоновых строк, пустых пространств,
лёгкого сияния тёплого света. Впрочем, ассоциации могут возникнуть любые. Ни
одна из них не навязана и не обязательна, поскольку в концептуализме важно не
само изображение, а его значение. Кошут в статье «Искусство после философии»
(1969 г.) пояснял, что «физическая оболочка должна быть разрушена», так как
«искусство — это сила идеи, а не материала». А значит, произведение
концептуализма рождается в тот момент, когда идея автора соединяется с
мыслями зрителя по этому поводу. Здесь акцент переносится с произведения
искусства на его восприятие. При этом коренным образом меняются отношения
художника и зрителя. Они превращаются в соавторов — конечно, в том случае,
если зритель примет «условия игры».
Концептуализм — искусство интеллектуальное, во многом
ироничное. К тому же это своего рода протест против коммерциализации
искусства, ибо его произведения невозможно, да и не имеет смысла, продавать и
покупать. По представлениям концептуалистов, от художника не требуется вечных
творений. Главное — передать ощущение настоящего времени.
Поскольку в концептуальном искусстве важно не само
изображение, а его смысл, иногда оно может вообще отказаться от экспоната,
лишь рассказав об идее. Например, к одному из вернисажей была получена
телеграмма от художника, который сообщал, что помнит о выставке. Эту
телеграмму и демонстрировали зрителям.
Всё же концептуалисты были заинтересованы в сохранении
своих идей, поэтому тщательно документировали их. Одним из примеров такого
подхода стала широко известная нью-йоркская Выставка-манифест 1969 г., на которой
было объявлено, что она состоит из каталога, а «материальное присутствие
работ — дополнение к каталогу».
Однако идее совершенно не обязательно замыкаться в
выставочном пространстве. Концептуальным объектом (с соответствующими
комментариями) может стать пляж, улица, населённый пункт, инженерное
сооружение, известный памятник — скульптурный или архитектурный. Зритель,
наблюдая за созданием произведения искусства, оказывается его соавтором, а
сам процесс становится более важным, чем результат. Этот принцип получил
воплощение в так называемом процессуальном искусстве. |