Новый этап в истории английской архитектуры начался во
второй половине XVII в., когда появились первые постройки сэра Кристофера Рена,
вероятно наиболее выдающегося английского зодчего. Рен был учёным, занимался
анатомией, физикой, астрономией и математикой; только в 60-е гг. он обратился
к архитектуре.
В 1665 г. Рен предпринял путешествие в Париж, чтобы
изучать постройки современных французских архитекторов. Особенно его
заинтересовали купольные храмы в Париже и его пригородах (в Англии тогда не
было ни одной церкви с куполом). Поездка во Францию — единственное в
биографии архитектора путешествие за границу — оказала большое влияние на всё
его последующее творчество.
В сентябре 1666 г. Лондон был охвачен огромным пожаром, который
уничтожил старый собор Святого Павла, восемьдесят семь церквей и свыше
тринадцати тысяч домов. Современники говорили: «Лондон был, но его больше
нет».
Спустя три года после пожара Рена назначили королевским
архитектором. Он возглавил работы по перестройке города и посвятил им почти
всю жизнь. Венцом этих работ стало новое здание собора Святого Павла —
главный шедевр Рена. Кроме того, в 1670—1686 гг. по его проектам были
построены новые кирпичные дома и пятьдесят две церкви (конечно, Рен работал
не один, а с целой командой помощников).
Никто тогда не знал, как должна выглядеть англиканская
церковь: ведь сгоревшие храмы строились ещё в Средние века. Теперь нужно было
спроектировать здания специально для англиканского богослужения. Все
отводившиеся под них участки были неправильной формы, поэтому каждая вновь
построенная церковь имела свой особый план. Однако все церкви объединял один
главный мотив — колокольни, высоко поднимавшиеся над городом.
Последнее крупное сооружение архитектора — королевский
госпиталь в Гринвиче, возведённый Реном в 1696— 1716 гг. недалеко от Куинз-хауса
Иниго Джонса. Госпиталь состоит из двух симметричных корпусов, над которыми
возвышаются башни с куполами. Колоннадами из сдвоенных колонн корпуса выходят
на разделяющую их небольшую площадь. Эти колоннады образуют очень эффектную
перспективу, заканчивающуюся Куинз-хаусом.
|