Один из ведущих архитекторов Германии и США, создатель
международного стиля в зодчестве XX в. Людвиг Мис ван дер Роэ родился в Ахене
в семье мастера-каменщика. С четырнадцати лет Мис (лишь в 20-х гг. он
присоединил к своему имени фамилию матери) начал помогать отцу, затем учился
в местном ремесленном училище, работал резчиком по штукатурке,
чертёжником-рисовальщиком. Переехав в Берлин, он в 1908 г. поступил в
мастерскую Петера Беренса, а в 1913 г. открыл собственное проектное бюро.
Вскоре после Первой мировой войны, в период гражданских
потрясений и экономической разрухи в Германии, Мис ван дер Роэ спроектировал,
не надеясь на воплощение, свои первые небоскрёбы. Один из них — гранёный
«хрустальный» объём, в котором обыгрывались прозрачность стекла и его
способность отражать всегда меняющееся окружение.
В 1927 г. Мис ван дер Роэ возглавил Международную выставку
в Штутгарте на тему «Современное жилище», в которой участвовали также Вальтер
Гропиус, Ле Корбюзье и другие архитекторы. Здесь были представлены здания со
стальными несущими каркасами, «навесными стенами», лишённые каких бы то ни
было декоративных элементов. Позднее все эти особенности стали признаками
сложившегося направления в архитектуре — международного стиля. Мис ван дер Роэ
писал: «Проблема, стоящая перед нами, заключается... в революционных
преобразованиях самой сущности строительной индустрии. Все элементы здания
будут создаваться в заводских условиях; работа на строительной площадке
ограничится монтажом... Тогда-то новая архитектура и вступит в свои права».
В конце 20-х и в 30-х гг. зодчий разрабатывал идею
«свободного плана» и «непрерывного пространства» архитектурных сооружений. В
подобных постройках неподвижными оставались лишь стены между секциями,
лестничными клетками и санузлами; планы же помещений можно было менять с
помощью подвижных перегородок. Кроме того, здание выглядело не единой
«коробкой», а разомкнутыми объёмами, которые включали в себя окружающее
пространство. Таковы павильон Германии на Международной выставке в Барселоне
(Испания, 1929 г.), вилла Тугендхат в Брно (Чехословакия, 1930 г.) и
образцовый дом, возведённый архитектором для Берлинской строительной выставки
(1931 г.).
С 1930 по 1933 г. Мис ван дер Роэ руководил «Баухаузом». В
1937 г. он эмигрировал в США, где вступил в должность профессора
Архитектурной школы в Чикаго, а с 1938 по 1958 г. был её директором.
С 1938 г. по проекту зодчего возводился обширный комплекс
зданий Иллинойсского технологического института. Сюда входили лаборатории,
мастерские, жилые корпуса и индивидуальные домики, зал памятных встреч
выпускников и другие постройки. Однако сооружения и пространство между ними
воспринимаются как единое гармоничное целое благодаря точно найденным
пропорциям, которые подчинены модулю, равному двадцати четырём футам. С
высоты птичьего полёта эта территория с разбросанными по ней прямоугольниками
зданий напоминает огромный холст художника-абстракциониста.
Особенность американских проектов Миса ван дер Роэ
заключается в том, что «тело» здания — коробка параллелепипеда — замкнуто и
ни одной деталью не выступает из строго заданного объёма. Рисунок фасада
формируется членением этажей ленточными (опоясывающими здание) окнами и
вынесенным наружу конструктивным каркасом внешней стены.
Монументальность сооружений подобного рода достигалась
увеличением их вертикальных размеров подчас до гигантских масштабов. Образ
силы и престижа воплотился в однотипных, кристально ясных по форме
небоскрёбах в тридцать — сорок этажей. Это жилые дома на Лейк-Шор-драйв в
Чикаго (1951 г.), конторское здание Сигрем-билдинг в Нью-Йорке (1958 г.,
совместно с Филипом Джонсоном). Кроме цвета декоративным элементом здесь
служат только вертикальные балки, которые обеспечивают жёсткость стен и
обрамляют окна высотой в этаж. Небоскрёбы Миса ван дер Роэ и его
архитектурной школы определяют облик современных Чикаго и Нью-Йорка. А
концепция «стекла и стали» сделалась своего рода архитектурным стандартом для
многих западноевропейских и американских зодчих.
|