Трудно найти мастера, обладавшего столь мощным дарованием,
как Лоренцо Бернини. Подобно великим творцам эпохи Возрождения, он в равной
степени проявил себя и в скульптуре, и в архитектуре.
Бернини родился в Неаполе в семье художника и скульптора.
В двадцать пять лет он был уже знаменит и с этого времени работал главным
образом в Риме.
Первой зрелой скульптурной работой Бернини стал «Давид»
(1623 г.). Согласно Библии, юноша-пастух Давид (будущий царь Иудеи) победил в
поединке великана Голиафа, сильнейшего воина армии филистимлян — народа,
воевавшего с иудеями. В эпоху Возрождения Микеланджело и Донателло создали
скульптурные образы этого библейского героя, которые считались идеальными. В
отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с
Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается,
чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены,
лицо отражает мрачный азарт битвы: брови сдвинуты, нервно закушена нижняя
губа, на лбу пролегли глубокие складки. Бернини превратил своего Давида в
некий символ Божественного правосудия.
В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных
эпохе Возрождения. Скульптор показывал не состояние героев, а действие, из
которого выхвачено краткое мгновение. Силуэты фигур усложнились. В XVI
столетии Микеланджело стремился сохранить природную фактуру мрамора, порой
оставлял большие участки необработанными. Бернини шлифовал камень, заставляя
его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани,
блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела.
ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА
Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с
1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи святых и папские
надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и киворий (надстройку) над могилой
Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но
самое замечательное творение мастера — площадь перед собором (1657—1663 гг.).
Площадь нередко становилась местом папских богослужений.
Именно здесь, перед главным собором католического мира, огромное число
паломников, говорящих на разных языках, должны были почувствовать своё
духовное единство.
Аля воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное
решение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей:
первая, в форме трапеции, обрамлена галереями, отходящими от собора; вторая
имеет форму овала, обращена к городу и оформлена двумя колоннадами. В
симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обелиск,
который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания
ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах
Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного».
Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного
пространства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные
руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и
гармонично сочетается с площадью.
Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица, живо
переданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1б32 г.
Полон глубокого обаяния образ возлюбленной скульптора Констанции Буонарелли
(около 1635 г.). Бернини изобразил её очень интимно, с растрепавшимися
волосами, без украшений. Но именно это позволяет почувствовать силу
темперамента, энергию и душевную открытость модели. Скульптор стремился
представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма,
который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные
ракурсы, выражение лица, гибкую и подвижную мимику.
Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих
композиций — «Экстаз Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы
семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская
жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский
орден кармелиток. Бернини изобразил мистическое видение, описанное в её
духовном сочинении: «Я видела ангела в телесном обличье по левую руку от
меня. Он был мал ростом и очень красив. Я видела в его руках длинную золотую
стрелу, на острие которой словно бы горел огонь. И затем показалось мне, что
этой стрелой он несколько раз пронзил моё сердце и проник до самых моих
внутренностей, а когда он извлёк стрелу, показалось мне, что он взял с нею
моё сердце, и он оставил меня воспламенённой великой любовью к Богу».
Беломраморную группу — Святую Терезу и ангела — мастер поместил среди
колоннады из цветного мрамора, а фоном стали позолоченные лучи,
символизирующие Божественный свет. В многоцветном окружении скульптура
кажется пронизанной этим светом насквозь. Святая Тереза погружена в состояние
духовного озарения, внешне похожее на смерть: голова запрокинута, глаза
закрыты. Её фигура почти не угадывается за крупными, выразительно
вылепленными складками одежды; кажется, что в их волнах рождаются новое тело
и новая душа, а за внешней мертвенной неподвижностью скрывается гигантское
движение духа.
Бернини всю жизнь сопутствовали признание и успех. Круг
его
заказчиков составляли папы, кардиналы и высшая римская
аристократия. Творчество Бернини во многом определило пути развития всей европейской
культуры XVII в. В лучших его работах виден настоящий мастер, вошедший в
искусство со своей темой — темой духовного преображения человека.
|