Кружок
живописцев-метафизиков возник в Италии в годы Первой мировой войны.
Основатель и наиболее яркая фигура этого течения — Джорджо Де Кирико (1888—
1978). В 1910 г. он впервые назвал свою картину «Тайна осеннего вечера»
метафизической (от древнегреч. «мета та физика» — буквально «после физики»; в
данном случае — «по ту сторону физической реальности»).
С 1911 г. Де Кирико жил в Париже, выставлялся в Осеннем
салоне и в «Салоне независимых». Его творчество одобряли будущие лидеры сюрреализма
Гийом Апполинер и Андре Бретон.
Творческие взгляды Де Кирико были диаметрально
противоположны футуризму с его культом безудержного движения. Художник
поэтизировал вечный покой. Любимый его образ — южный город летом, в жаркие
послеполуденные часы, когда жители сидят по домам и улицы пустынны; когда
свет достигает предельной силы, а тени — предельной глубины. В этой
«спокойной и бессмысленной красоте вещества» он чувствовал близость к истине,
к первооснове мира, которая, впрочем, всегда остается тайной для
человеческого разума. «В тени человека, идущего солнечным днём, — утверждал Де
Кирико, — заключено больше тайны, чем во всех религиях». «Тайна» — любимое
слово в лексиконе художника. «Что же мне и любить, как не тайну?» — написал
он на обороте автопортрета 1908 г. «Тайна оракула», «Тайна часа», «Тайна дня»
— это названия картин Де Кирико 1910—1914 гг.
Художник, кажется, намеренно забывает академические уроки
мастерства. Грубо очерченные формы и чистые краски, привычные автору детали
средиземноморского городского пейзажа — башня, бассейн, аркада — выражают его
идеал простоты и постоянства. Но обыденность мира обманчива. Средь бела дня
привычные предметы обретают потустороннюю силу: могучая башня словно ракета,
готовая оторваться от земли («Ностальгия по бесконечному», 1913 г.); конный
монумент, превратившийся в сплошную тень, будто призрак, выскальзывает из-за
угла дома («Розовая башня», 1913 г.).
В 1915 г. Италия вступила в мировую войну и художник
должен был вернуться на родину, где в ожидании мобилизации жил и работал в Ферраре.
Тогда, собственно, и возникла метафизическая живопись как творческое
сообщество. В 1916 г. к Джорджо Де Кирико присоединились его младший брат Андреа,
носивший псевдоним Альберто Савиньо (1891 — 1952), Луиджи Де Писис (1896—1956),
Джорджо Моранди (1890—1964) и порвавший с футуризмом Карло Карра (1881 —
1966). Художественный кругозор Де Кирико и его последователей в эти годы
ограничен тесным миром мастерской. Основная тематика их творчества —
геометрия простых предметов, взаимоотношения живого и неживого — находит
выражение в натюрмортах или в фантастических композициях с фигурами,
составленными из манекенов и портновских лекал.
«Метафизический художник знает слишком много. В его
голове, в его сердце запечатлено слишком много вещей, и отзвуков, и
воспоминаний, и предзнаменований... и вот он снова и снова разглядывает
потолок и стены своей комнаты; и окружающие его предметы; и людей, проходящих
внизу по улице, — но всё это уже не имеет ничего общего с логикой прошедшего,
настоящего и будущего». Эти слова Де Кирико дополняет его картина «Ум
ребёнка» («Вспоминающий», 1917 г.). Её герой — белотелый созерцатель с
полузакрытыми глазами — походил бы на гипсовую статую, если бы не натуралистически
выписанные чёрные волосы, усы и ресницы. В Париже это полотно произвело
большое впечатление на сюрреалистов, которые сочли его живописным манифестом
своего движения. Однако впереди их ждало разочарование.
Начиная с 1919 г. феррарские художники-метафизики
обратились к опыту старых мастеров. Де Кирико с увлечением копировал
итальянского живописца эпохи Возрождения Тициана и писал картины, насыщенные
ренессансными воспоминаниями («Римская вилла», 1922 г.). Сюрреалисты
восприняли это как отречение от истины; в дальнейшем сотрудничество Де Кирико
с фашистским режимом сделало его разрыв с парижанами окончательным. |