Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи)
сложилась трагически. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь,
был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей
закончилась смертью противника. Четыре последних года Караваджо провёл в
скитаниях, скрываясь из-за обвинения в убийстве, и умер в полной нищете. Его
картины вызывали к себе сложное отношение современников: восторги сочетались
с яростными нападками.
Караваджо — уроженец Ломбардии, провинции на севере
Италии. В конце XVI в. здесь развивались традиции яркой и эмоционально
выразительной венецианской живописи, а также маньеризма с его стремлением к
творческой свободе. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование
мастера.
Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1б0б
г. В мастерской модного тогда художника Чезари д'Арпино он выполнял
натюрморты на его монументальных полотнах.
На картине молодого мастера «Вакх с чашей в руках» (около
1593 г.) античный персонаж, любимый живописцами Возрождения, предстаёт в
непривычном виде. Художник делает его нарочито неприятным, тщательно
прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В
произведениях Караваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека.
После ухода из мастерской д'Арпино круг тем Караваджо
значительно расширился. Всё больший интерес вызывали у него библейские
сюжеты. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл наперекор
сложившимся представлениям. Например, Юдифь, молодая иудейка, которая
обезглавила ассирийского полководца Олоферна и таким образом спасла свой
город от порабощения, в эпоху Возрождения всегда изображалась как героиня,
совершившая подвиг. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г.) Караваджо впервые
сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону
события.
В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы»
(вторая половина 90-х гг. XVI в.) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г.) — встречи
апостолов с воскресшим Христом представлены как незатейливые бытовые сцены.
Но система живописных приёмов придаёт им совсем иной смысл. Резкий поток
света выхватывает персонажей из тёмного пространства. Источник света в
композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение,
а Божественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивление,
беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с
Богом.
У героев Караваджо часто грубоватый внешний облик, порой
они неприятны и даже уродливы. Но натурализм живописного языка — это лишь
способ передать духовную слабость человека перед лицом Бога. Художник словно
спорил с мастерами эпохи Возрождения, стремившимися через общение с Богом
показать силу и красоту человеческого духа.
На рубеже XVI—XVII вв. Караваджо создал два цикла картин
на сюжеты из жизни апостолов.
Три картины, посвящённые апостолу Матфею, были написаны
для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме в 1597—1600
гг. (одна из них погибла в 1945 г.). Наиболее интересна композиция «Призвание
апостола Матфея» (1599—1600 гг.). Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от
Матфея: «...Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей,
и говорит ему: следуй за Мною». Слева в потоке света показана группа людей,
занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Справа в тени появляется в
сопровождении апостола Петра Христос, жестом повелевающий Матфею идти за Ним.
Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая,
действительно ли к нему относится призыв Спасителя.
Тему призвания человека на служение Богу Караваджо
продолжил и в цикле произведений для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель
Пополо в Риме (1600—1601 гг.). Картина «Обращение Савла» повествует о том,
как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на
пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?».
Событие, изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической
выразительностью. Свет, излучаемый Христом, ослепляет его, приводит в ужас и
заставляет в бессилии упасть под ноги лошади. Массивный лошадиный круп
занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Савла,
от этого ещё острее чувствуется его беспомощность. На картине «Распятие
апостола Петра» великий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу,
предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в
котором нет ничего, кроме страха и боли.
Несмотря на споры, а порой и скандалы вокруг имени
Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В «Успении
Богоматери» (1605— 1б0б гг.) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала
художник дал своё истолкование известного сюжета. Согласно церковной
традиции, изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость
— ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на
небесах. Караваджо представил это событие как трагедию: апостолы, окружающие
ложе Марии, погружены в скорбь, а Её облик заставляет думать не о блаженном
вознесении на небеса, а о страдальческой жизни и тяжёлой, мучительной смерти.
Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей
Христовых (страданий Христа перед распятием). Наиболее выразительно она раскрыта
в композиции «Бичевание Христа» (1608 г.) для собора Сан-Джованни в городе
Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Облик Христа почти лишён
следов физических страданий. Кажется, Его фигура буквально излучает яркое,
озаряющее всё пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя.
Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и прекрасным
не только духовно, но и физически.
Микеланджело да Караваджо стал основоположником
интереснейшего направления в стиле барокко и оказал большое влияние
практически на всех выдающихся европейских живописцев. Позднее в истории
искусства даже появился термин «караваджизм», который применяется к мастерам,
пользующимся его стилистикой.
Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень
сложным, наполненным тайной. Они не побоялись показать, насколько слаб
человек, как противоречива и сложна его натура, какие трудности и страдания
ожидают его на пути к высшим духовным ценностям.
|