Одилон Редон родился в городе Бордо в аристократической
семье. Детство он провёл в родовом имении Пейрельбад. В пятнадцать лет
молодой человек начал посещать мастерскую местного художника Станислава Горена,
где копировал английские гравюры и осваивал технику акварели. В 1863 г. Редон
познакомился с гравёром Родольфом Бреденом, оказавшим на него большое
влияние.
На следующий год Редон отправился в Париж и поступил в
Школу изящных искусств. Много часов он проводил в Лувре, копируя картины Эжена
Делакруа. Через год Редон вернулся в Бордо. По совету Бредена он начал
работать углем и посвятил себя исключительно графике. В тридцать лет художник
навсегда покинул Бордо и переехал в Париж.
Первые десять лет жизни в столице Франции прошли в
познании окружающего мира и собственной души. Композиция «Дух. Хранитель вод»
(1878 г.) отражает искания Редона в то время. Над далёким пейзажем нависает
огромная голова почти шарообразной формы с большими выпуклыми глазами. Дух
созерцает маленький парусник, скользящий по поверхности воды. Чёрный контур
головы резко выделяется на фоне бездонного белого неба и одновременно
отбрасывает тень на воду, усиливая эффект столкновения двух миров — реального
и фантастического.
В 1879 г. Редон создал первую серию литографий «В мечте».
Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие
тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» (1879
г.) из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками,
овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными
ногами — тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, — несёт на
плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается
до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую
песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями. В начале
следующего десятилетия мастер впервые представил свои работы публике. В 1881
и 1882 гг. прошли его персональные выставки. На второй выставке молодой
французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал
оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией
художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками,
чудовищами... сложными существами, сотканными из всех возможных видов
человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны...». Тогда же Редон
познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Художник
погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты, стараясь найти
близкие своему мироощущению темы и образы. Он обратился к поэзии и музыке.
Ворон, сидящий в проёме распахнутого окна, пронзительно чёрный на фоне
сверкающего дня, возможно, иллюстрация к строкам из стихотворения Эдгара Аллана
По «Ворон»:
Только приоткрыл я ставни —
вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего.
Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) — графическая реплика на
одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую Париж в середине 80-х гг. Чистые
линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие формы вторят ясной
красоте музыки Вагнера.
Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К
нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им.
Однако Редон постепенно оставил графику. Композиция пастели «Христос Святого
Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура
Христа излучает тёплое золотистое сияние. Его глаза закрыты, а взор обращён
внутрь, к сердцу, изливающему мерцающий свет.
На пастели «Будда» (около 1905 г.) герой, пребывающий в
состоянии медитации, изображён также с закрытыми глазами. Пространство, в
котором он находится, лишено глубины. Фигура Будды сдвинута к левому краю
композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то
дерево, то облака.
Художник обращался и к античным сюжетам. На полотне
«Рождение Венеры» (около 1910 г.) появление богини из пены морской происходит
на глазах у зрителя. Её тело, стоящее в огненно-красной раковине, уже реально
и полно сил, а голова ещё только проступает из небытия. На картине
преобладают красные тона, яркие на фоне голубого неба, -рождение богини
показано как всплеск животворящей энергии.
В Осеннем салоне 1904 г. творчество Редона было
представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю
персональную выставку.
В последние годы жизни художник освободился от своих
сложных, болезненных видений. Он писал натюрморты, вазы с цветами, иногда
включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединяются в яркие
декоративные композиции, реальные и фантастические одновременно. Женская
головка придаёт им изысканность и лёгкость («Женщина среди цветов», 1909—1910
гг.).
Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию
загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их
пониманию Одилон Редон спрятал в дневнике, написав: «Заниматься живописью
значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему
чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это
врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести». |