Пьер Пюви де Шаванн, следуя примеру отца, собирался стать
горным инженером, но путешествия по Италии в 1847 и 1848 гг. резко изменили
его планы. Здесь молодой человек увидел фрески мастеров Раннего Возрождения,
и впечатление оказалось настолько сильным, что он решил посвятить свою жизнь
искусству. Не менее серьёзным было воздействие творчества французского
живописца Жана Огюста Доминика Энгра. В то же время обучение Пюви де Шаванна
у Эжена Делакруа, продлившееся всего две недели, и у других учителей не
оказало на него большого влияния.
Настоящая известность пришла к художнику после создания
двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.). Они предельно просты: молодая
девушка, аллегория Надежды (в одном варианте обнажённая, в другом — одетая в
белое платье), изображена на фоне скромного весеннего пейзажа. Фигура
помещена на переднем плане, пейзаж создаёт ощущение плоского фона. Благодаря
этому оливковая ветвь (символ мира) в руках обнажённой девушки кажется
деревом на заднем плане. Один и тот же предмет может восприниматься и как
элемент пейзажа, и как символ.
Выдающимся произведением Пюви де Шаванна стал цикл
монументальных панно «Жизнь Святой Женевьевы» (1874—1898 гг.) для Пантеона
(бывшей церкви Святой Женевьевы) в Париже. Огромные холсты представляют собой
последовательный рассказ о жизни святой, однако каждый из них самодостаточен.
Одна из лучших композиций цикла — «Святая Женевьева, созерцающая Париж» —
прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым
всегда стремился художник. Фигура Святой Женевьевы завораживает ясным и
лаконичным, как у статуи, силуэтом и отточенным рисунком. Панорама города с
протекающей вдали Сеной кажется плоской. Этот принцип был очень важен для Пюви
де Шаванна: плоский фон, подчёркивающий декоративное начало в композиции,
сближал, по его мнению, современную живопись с фресками великих итальянских
мастеров XV в., приводящими зрителя в состояние душевного равновесия. Колорит
картины, построенный на бледных жёлто-коричневых, розовых и голубых тонах,
также вызывает в памяти росписи эпохи Возрождения.
Для живописца с подобными художественными вкусами стало
естественным обращение к античности. Представления о ней роднили Пюви де Шаванна
с членами литературного объединения французских символистов «Парнас»,
особенно с поэтом Шарлем Леконтом де Лилем и писателем и критиком Теофилем Готье.
В сознании многих образованных людей конца XIX в. искусство Древней Греции и
Древнего Рима было неразрывно связано с Академией изящных искусств,
считавшейся оплотом консерватизма и рутины. Члены группы «Парнас» утверждали,
что необходимо избавиться от стремления превратить античные образы в идеал
для современного человека. Античность прекрасна сама по себе, её совершенство
существует ради эстетического наслаждения, а не ради воспитания, воздействия
на людей и т. д. Наслаждение чистой красотой формы не должно зависеть от
содержания.
Эти воззрения отражены в панно на античные сюжеты,
выполненных Пюви де Шаванном для Дворца искусств в Лионе (1884— 1889 гг.).
Помимо отдельных аллегорических изображений цикл включает в себя три крупных
полотна: «Священная роща, возлюбленная музами и искусствами» (аллегория союза
наук и искусств), «Видение античности» (аллегория художественной формы) и
«Христианское вдохновение» (аллегория чувств художника). Панно «Священная
роща...» наиболее полно воплощает символистские представления об античности.
На нём изображены музы и аллегории изящных искусств, однако сюжет пересказать
почти невозможно. Персонажи пребывают в лирическом пейзаже; объём
пространства обозначен условно, что характерно для художника. Эти фигуры лишь
разные воплощения одного образа (известно, что все они написаны с одной
натурщицы). Изысканная композиция и словно вылепленные объёмы фигур делают
картину похожей на греческий рельеф, но это не копирование, а тонкая
стилизация, образ, рождённый в сознании современного человека.
Умение Пюви де Шаванна превратить любой незатейливый сюжет
в символическую композицию блестяще проявилось в полотне «Девушки у моря» (1879
г.), которое художник считал своей лучшей работой. Это живописная аллегория
гармонии человека и природы. Все фигуры написаны с удивительным мастерством.
Холодный колорит, основанный на игре серо-голубых тонов, придаёт интимной
сцене «глубокое дыхание» монументальной росписи.
Творчество Пюви де Шаванна находится у истоков символизма.
Деталей со сложным значением, недосказанности в его работах нет: они
предельно просты по содержанию. Символами становятся художественная форма,
эпоха, стиль, к которым обращался мастер. По его словам, он хотел построить в
живописи новый мир, «параллельный природе». В таком мире любые обыденные
понятия и действия наполняются другим, возвышенным смыслом, быт становится
частью Бытия, и это превращение Пьер Пюви де Шаванн сумел показать с
подлинным совершенством. |