Новой чертой
культурной жизни Европы в XIX в. стало появление групп художников, связанных
общими взглядами на искусство. Едва ли не первым таким объединением был «Союз
Святого Луки» (нем. Lukasbund), который основали в 1809 г. студенты Венской
академии художеств Фридрих Иоганн Овербек (1789-1869) и Франц Пфорр
(1788—1812). Они полностью разделяли мнение Фридриха Шлегеля о том, что
современный художник «должен походить по характеру на средневекового мастера,
быть простодушно сердечным, основательно точным и глубокомысленным, при этом
невинным и несколько неловким». Смыслом их искусства было христианское
благочестие, основным творческим методом — подражание немецким и итальянским
живописцам XV в.
Всё это сказалось уже в цикле картин 1809—1810 гг.,
посвящённых германскому королю Рудольфу I (1273—1291 гг.), основателю
династии Габсбургов, и выполненных Пфорром для своего родного города
Франкфурта-на-Майне. Молодые мастера сразу вступили в конфликт со
сторонниками неоклассицизма, что привело к исключению Овербека из академии, а
впоследствии породило насмешливое прозвище назарейцы, данное их союзу
немецким художником Иоганном Христианом Рейнхартом (1761 — 1847).
В 1810 г. Пфорр и Овербек переехали в Рим. Позднее к ним
присоединились немецкий живописец Петер фон Корнелиус (1783—1867), сын
известного немецкого скульптора Вильгельм фон Шадов (1788— 1862) и другие
художники. Все они поселились в упразднённом наполеоновскими властями
монастыре, образовав своего рода коммуну. Назарейцы вели совместное хозяйство
и ежедневно собирались в монастырской трапезной для чтения Библии и
«Сердечных излияний...» Вакенродера. Рисовали и занимались живописью они
только у себя в кельях, так как думали, что художник должен не слепо
копировать натуру, а изображать собственные чувства. Главными достоинствами
художника назарейцы считали душевную чистоту и религиозность, искренне
полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». В 1813 г. все члены
союза — протестанты перешли в католицизм. Многие художники в те времена
изучали строение человеческого тела по трупам. Назарейцы из религиозных
соображений отказались от этого и не работали с обнажённой женской натурой,
однако постоянно обращались к памятникам раннехристианского, средневекового и
ренессансного искусства.
Освобождение Германии от Наполеона в 1813 г. живо
затронуло общину художников. Теперь они видели своё призвание в духовном
просвещении немецкого народа и мечтали возродить монументальную
живопись. Прусский консул в Риме Я. С. Бартольди предложил
назарейцам расписать комнаты принадлежавшего ему дома, который стоял по
соседству с их монастырём. В качестве сюжета они избрали ветхозаветную историю
Иосифа, а в качестве техники — фреску, к которой профессиональные немецкие
живописцы не обращались уже полвека. Стремясь к средневековому идеалу, когда
личность растворялась в творческом коллективе, художники разделили роспись на
участки. Однако индивидуальность авторов фресок дома Бартольди (1816—1819
гг.) не исчезла: мягкая, умиротворённая кисть Овербека («Продажа Иосифа в
рабство») отличается от энергичной и выразительной манеры Корнелиуса («Иосиф,
узнаваемый братьями»). В то же время оба живописца несамостоятельны и явно
подражают мастерам эпохи Возрождения: Овербек — Фра Анджелико и Рафаэлю, а Корнелиус
— Микеланджело.
Работа в доме Бартольди завершилась банкетом, после которого
общество начало распадаться. Почётным гостем праздника был баварский
кронпринц — будущий король Людвиг I. Он пригласил к себе в Мюнхен Корнелиуса,
где тот сделал карьеру придворного живописца. Его мюнхенские полотна
высокопарны и неглубоки. Счастливым исключением в позднем творчестве Корнелиуса
выглядит эскиз неосуществлённых росписей королевской усыпальницы в Берлине
«Всадники Апокалипсиса» (около 1843 г.). Это замечательная по драматизму и
пластической мощи фантазия на тему гравюры Альбрехта Дюрера. Сходными были
судьбы других назарейцев: в 20-х гг. XIX в. они разъехались по Германии и
получили должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до
самой смерти жил в Италии, создавая милые, но беспомощные подражания Рафаэлю
(«Италия и Германия», 1820 г.; «Торжество религии в искусстве», 1840 г.).
Романтизм «Союза Святого Луки» можно назвать классицизмом
наизнанку; это чувствовал Каспар Давид Фридрих, сравнивший его художников с
ростовщиками, которые живут прибылью с чужой собственности. Назарейцы не
пошли дальше прекрасной и благородной мечты о духовно богатом и общественно
значимом искусстве. |