Творчество Адама Эльсхеймера
(1578—1610), безусловно, самое яркое явление в немецкой живописи XVII в., хотя его работы очень легко обвинить в эклектизме
— механическом соединении черт разных стилей. Традиции немецкого Возрождения,
венецианской живописи XVI в., маньеризма и барокко — всё это порой сочетается
в одной его картине. Вместе с тем произведения Эльсхеймера по-настоящему
талантливы и самобытны, они точно отразили особенности его эпохи —
переходного времени, когда разные стили переплетались и одновременно
противостояли друг другу. Яркость колорита, оригинальный подход к сюжетам,
смелые эксперименты в изображении света сделали творчество немецкого мастера
интересным не только для соотечественников, но и для художников других стран.
В частности, оно повлияло на фламандскую и голландскую школы живописи.
О жизни Эльсхеймера известно очень мало. Первые уроки
живописи он получил у маньериста Филиппа Уффенбаха в своём родном городе
Франкфурте-на-Майне. В 1598 г. художник уехал в Венецию, а около 1600 г. — в
Рим, где через десять лет скоропостижно скончался (обстоятельства его смерти
не выяснены). Современники говорили об Эльсхеймере как о человеке очень
замкнутом, застенчивом и страдавшем от неуверенности в себе, часто
приводившей к депрессии. Тем не менее круг его знакомых был весьма широк, он
общался с живописцами из разных стран.
Основную часть наследия Эльсхеймера составляют небольшие
полотна на библейские и мифологические сюжеты, хотя он обращался и к жанровой
живописи. В работах конца XVI в., например в «Крещении Христа» (1599 г.),
хорошо видно влияние венецианских мастеров. Фигуры Христа и Иоанна Крестителя
выполнены сочными мазками, подчёркнуты светотенью и представлены в сложных
ракурсах. Пейзаж при этом написан совсем в другой манере, больше напоминающей
немецкую живопись Возрождения: краски мягче, цветовые переходы тоньше, а
прорисовка деталей отличается ювелирной точностью. Такова и картина
«Проповедь Святого Иоанна Крестителя» (1599 г.): под впечатлением от
многофигурных полотен венецианцев художник наполнил композицию персонажами в
причудливых, экзотических костюмах, мастерски выписывая дорогие ткани и
украшения. В полутёмном пространстве, в скупых лучах предзакатного света
таинственно мерцают драгоценности, шёлковые ткани, зелень листвы.
В произведениях римского периода стиль живописи Эльсхеймера
изменился, стал более цельным и драматичным. Его картина «Юдифь и Олоферн»
(1607 г.) — блестящее произведение барокко, наполненное живым и выразительным
действием. Поток света выхватывает из тьмы Юдифь — прекрасную женщину в ярких
одеждах, которая одной рукой держит Олоферна за волосы, а другой заносит меч,
чтобы нанести смертельный удар. (Согласно ветхозаветной традиции, иудейка
Юдифь, обезглавив ассирийского полководца Олоферна, спасла свой город от
неприятеля.) Хотя действие происходит в полутьме, глубокие насыщенные краски
хорошо видны, и это усиливает общее драматическое звучание картины. В отличие
от итальянского живописца Караваджо Эльсхеймер показывал источник света (в
данном случае факел) и размещал героев не на первом плане, а в глубине.
Благодаря этому создаётся любопытный эффект: действие словно происходит на
театральных подмостках, а персонажи похожи на актёров.
События многих произведений Эльсхеймера на библейские
сюжеты разворачиваются на фоне пейзажа. Так, в картине «Кораблекрушение
апостола Павла на Мальте» (1600 г.) основная сюжетная линия не очень занимает
мастера. Апостола Павла трудно сразу заметить, внимание зрителя переключается
на второстепенных персонажей. Главное на этом полотне — величественный ночной
пейзаж, в котором свет луны даёт мерцающие блики на волнах моря, а вдали
поднимается тёмный силуэт горного хребта. И картина «Отдых Святого Семейства
на пути в Египет» (1609 г.) — фактически пейзажное произведение, в котором
важная роль отведена тонкой игре лунного света.
Постепенно мастер отказался от тщательной проработки
деталей (стволов, листьев деревьев), а всё внимание уделил световым эффектам.
Увлечение Эльсхеймера ночным пейзажем повлияло на отношение к этому жанру в
Голландии и Италии (достаточно вспомнить хотя бы фантастические виды Сальватора
Розы).
Крупнейшим художником немецкого неоклассицизма был Антон
Рафаэль Менгс (1728—1779). Он выполнял и монументальные росписи, и камерные
портреты, во всём ориентируясь на свой идеал — античное искусство и живопись
болонских академистов. Это прекрасно видно на полотнах на мифологические
сюжеты, например «Персей и Андромеда» (1777 г.), где царят строгий расчёт,
стремление к композиционному равновесию и внутреннему
благородству. Однако автору мешают довольно сухой рисунок
и вялый, невыразительный колорит. Искусство Менгса воплощало только внешние
формы древних памятников, абсолютно не улавливая их дух.
Гораздо интереснее портреты кисти Менгса. В них мастер уже
не подражал древним. Его техника становилась более свободной и энергичной, он
точнее передавал характеры и настроение своих героев.
В эпоху неоклассицизма немецкая живопись особенно тяготела
к жанру портрета. Антон Граф (1736— 1813) написал более полутора тысяч портретов,
среди которых наиболее интересны изображения деятелей науки и искусства —
немецкого поэта Иоганна Фридриха Шиллера, драматурга Готхольда Эфраима
Лессинга и др. Художник увидел неповторимые черты характера каждого из них,
уловил настроение и тонко передал всё это в живописи.
То же можно сказать и о работах Иоганна Генриха Вильгельма
Тишбейна (1751 — 1829). Огромную популярность приобрёл портрет «Гёте в Кампанье»
(1787 г.). На фоне эффектного итальянского пейзажа великий поэт предстаёт как
некий идеал творческой личности, но его облик остаётся удивительно
естественным. Мастер смог уловить момент, когда вдохновение преображает его
героя даже внешне.
Художница Ангелика Кауфман (1741—1807) много лет жила в
Италии. Проникшись идеями историка искусства Иоганна Винкельмана, она создала
множество работ на античные сюжеты. Но лучшим её достижением можно считать
портреты, особенно женские. Здесь есть и точные наблюдения над характером
модели, и тонкость живописной техники.
В целом архитектура и изобразительные искусства не были
сильной стороной культуры Германии XVII— XVIII столетий. Немецким мастерам
часто не хватало той самостоятельности, творческой дерзости, которая так
привлекает в искусстве Италии и Франции. |