Событием
последней выставки импрессионистов в 1886 г. стали не картины уже известных
публике мастеров, а полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт»
молодого художника Жоржа Сёра, приглашённого Камилем Писсарро. Новое течение
в живописи, которое представлял Сера, вначале причислили к импрессионизму, а
позднее назвали неоимпрессионизмом, пуантилизмом и дивизионизмом.
В книге «От Эжена Делакруа к неоимпрессионистам»,
посвященной памяти Жоржа Сёра и опубликованной в 1899 г., живописец Поль
Синьяк писал: «Неоимпрессионистами называются художники, которые ввели и
начиная с 1886 года развивали технику так называемого разделения, пользуясь
приёмом оптического смешения тонов и цветов. Эти художники, которые
придерживались неизменных законов искусства: ритма, чувства меры и контраста,
пришли к новой технике, желая достигнуть наибольшей силы света, колорита и
гармонии, что им казалось невозможным ни при каком другом способе... Их
метод, подвергшийся такому осуждению, — это метод традиционный и логично
вытекает из прошлых методов... живопись неизбежно должна была к нему прийти
после метода импрессионистов».
Неоимпрессионизм (от греч. «неос» — «новый») — течение,
связанное с импрессионизмом и развивающее его. Цель неоимпрессионизма —
заключить живописную интуицию импрессионистов в рамки научного метода,
гарантирующего от возможных ошибок. В понятии дивизионизм (от франц. division
— «разделение») заключалась суть метода неоимпрессионистов, основанного на
законе оптического восприятия. Глаз способен синтезировать нужный цвет,
соединяя световые лучи; следовательно, художник может не пытаться смешивать
этот цвет на палитре. Он должен просто наносить основные составляющие свет
цвета в определённых сочетаниях на полотно. Пуантилизм (от франц. point —
«точка») — это техника неоимпрессионистов. Чистые цвета наносятся отдельными
маленькими мазками, похожими на точки.
Главными представителями неоимпрессионизма были Жорж Сёра
и Поль Синьяк. Жорж Сёра (1859— 1891) происходил из среды парижских буржуа.
Закончив Школу изящных искусств, он предложил Салону в 1884 г. своё первое
большое (два на три метра) полотно — «Купание в Аньере» (1883—1884 гг.).
Художник стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов, возвышающей
простое событие до ритуального действа. Отвергнутое Салоном, полотно было
выставлено в «Салоне независимых» и стало первым значительным произведением
Сёра.
Поль Синьяк (1863—1935) был родом из состоятельной семьи.
Он рано начал заниматься живописью, увлёкся импрессионизмом. Синьяк одновременно
с Сёра выставил в «Салоне независимых» пейзажи, написанные в
импрессионистической манере. Знакомство художников положило начало
неоимпрессионизму.
В течение двух следующих лет Сёра работал над полотном
«Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт» (1884 г.). Множество
рисунков с натуры и живописных эскизов запечатлели поиски моделей и пейзажа.
Законченная работа, впервые показанная на восьмой выставке импрессионистов,
вызвала недоумение, восторг и споры. Главное отличие этой картины от «Купания
в Аньере» было в изменившейся манере письма. Написанная мелкими мазками, она
словно выткана из огромного количества оттенков. Все фигуры расположены лицом
к зрителю или в профиль. Позы скованны, лица не видны, однако бросаются в
глаза детали: обезьянка, собачки, зонтики, трости, трубка и сигара.
Застывший, словно по мановению волшебной палочки, пейзаж окружён странным,
нереальным воздухом.
В последующие шесть лет Сёра показал одну за другой
несколько картин, отметивших этапы развития созданного им течения.
«Натурщицы» (1886—1888 гг.) — большое полотно, на котором изображены три
натурщицы в разных позах. Композиция статична, а цветовое решение картины
построено на основе дивизионизма: поверхность покрыта маленькими пятнышками
краски чистых тонов.
Последняя картина Сёра «Цирк» (1890—1891 гг.) была
выставлена в «Салоне независимых» 1891 г.
В отличие от импрессионистов Сёра переносил на холст не
мгновенное впечатление от увиденного; цирковые артисты и зрители объединены в
целостную, тщательно продуманную композицию.
Жорж Сёра внезапно умер через девять дней после открытия
Салона. За несколько лет творчества он собрал вокруг себя маленькую группу
единомышленников и поклонников. Самым рьяным его приверженцем стал Синьяк. С
ним связано дальнейшее существование неоимпрессионизма. Этот художник был его
пропагандистом, написал несколько статей и до конца жизни остался верен его
принципам.
Отойдя от импрессионизма, неоимпрессионизм превратился в
художественное течение, отразившее одну из сторон творческих поисков конца
XIX в. Интеллектуальность и новый подход к технике живописи не только
превратили его в значительное явление искусства, но и позволили ему влиять на
художественную жизнь начала XX столетия. |