В первые
годы XIX столетия Москва продолжала жить традициями прошлого века.
Преобразование древней столицы в современный благоустроенный город произошло
после наполеоновского нашествия и пожара 1812 г.
В 1813 г. была организована Комиссия для восстановления
Москвы, которая занималась перестройкой города в течение тридцати лет. В том
же году в Москву из народного ополчения возвратился Осип Иванович Бове
(1784—1834). До Отечественной войны он учился в архитектурной школе, которой
руководил Матвей Фёдорович Казаков, и работал в Кремле. Теперь Бове получил
должность архитектора, в его ведении находилась центральная часть города.
С 1814 по 1816 г. Бове занимался реконструкцией Красной
площади. Главная площадь древнего города утратила своё значение, когда Москва
перестала быть столицей государства, и к началу XIX в. представляла собой
пространство, хаотически застроенное каменными и деревянными лавками. Бове
засыпал ров и уничтожил земляные укрепления, тянувшиеся вдоль кремлёвской
стены. На месте рва был разбит бульвар и появился проезд к
набережной Москвы-реки. Бове снёс ветхие лавки, открыв тем самым вид на
Покровский собор (собор Василия Блаженного). Архитектор составил проект
восстановления Никольской башни, разрушенной в 1812 г., и перестроил здание
Торговых рядов, которое стояло напротив кремлёвской стены, отделяя площадь от
Китай-города. Бове выделил композиционный центр площади, сориентировав центр
фасада Торговых рядов на купол Сената. В 1818г. на этой оси лицом к Кремлю
был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. (На
месте Торговых рядов в 1888 г. возведено новое здание, ныне стоящее на
Красной площади; тогда же памятник Минину и Пожарскому перенесли к
Покровскому собору.)
Следующая работа Осипа Бове — проект Театральной площади и
здания Петровского театра, позднее названного Большим. Идея создания площади
принадлежала царю Александру I. Архитектору пришлось провести сложнейшие
градостроительные преобразования, так как выбранное императором место было
застроено, у стен Китай-города стояли бастионы и протекала река Неглинная.
Бове спроектировал прямоугольную площадь, боковые стороны которой оформил
зданиями с одинаковыми фасадами. А в глубине площади возвышался театр.
Петровский (Большой) театр (1821—1824 гг.) — один из ярких
образцов стиля ампир в Москве. Монументальное кубическое здание с гладкими
стенами обращено в сторону площади колоннадой портика, над треугольным
фронтоном установлена квадрига Аполлона. (В 1853 г. это здание сгорело и было
восстановлено с изменениями; в таком виде оно дошло до наших дней.)
Под Китайгородской стеной, на месте заключённой в трубу
реки Неглинной, архитектор спланировал живописный сквер с фонтаном.
В 1819—1822 гг. под стенами Кремля Бове разбил Кремлёвский
сад (в 1856 г. его назвали Александровским). Самая интересная постройка сада,
сохранившаяся до сих пор, — грот «Руины». Он устроен в искусственно
насыпанном холме под Средней Арсенальной башней. Фасад грота выложен из
блоков белого камня, вмонтированных в кирпичную кладку, вход оформляет
непропорционально тяжёлая колоннада, что создаёт эффект затейливой
архитектурной игры.
Последняя постройка зодчего, законченная в год его смерти,
— триумфальные ворота у Тверской заставы (1827—1834 гг.). Огромная
белокаменная арка с чугунными деталями — колоннами, карнизами,
рельефами и скульптурой — напоминала о победе русского
народа в войне с Наполеоном, об особой роли Москвы в этой победе. (В XX в.
триумфальные ворота были перенесены на Кутузовский проспект.)
В первые десятилетия XIX в. Москва приобрела новый облик.
И в этом наряду с Осипом Бове велика заслуга Доменико (Дементия Ивановича)
Жилярди (1785—1845), сына итальянского архитектора, который приехал вместе с
семьёй в Россию ещё в XVIII в. Жилярди учился в Петербургской академии
художеств и Миланской академии искусств. В 1810 г. он вернулся в Москву.
Первой большой работой архитектора стало восстановление
Московского университета после пожара в 1812 г. Жилярди сохранил композицию
здания, построенного М. Ф. Казаковым, но изменил фасад, в котором появились
простые монументальные формы ампира — гладкие стены, суровые колонны,
выразительные рельефы.
В 1817 г. Жилярди занял должность архитектора
Воспитательного дома и построил для него здание Опекунского совета (1823—1826
гг.). Важное общественное значение Опекунского совета, руководившего делами
Воспитательного дома, а также выдававшего деньги городскому населению на
строительство жилых домов, отразилось в архитектурном облике ансамбля.
Главное здание выходит на улицу Солянку восьмиколонным
портиком на высоком цоколе. Его центр подчёркнут куполом с полукруглыми
окнами. По бокам расположены жилые постройки, невысокие и скромные по стилю.
Они соединяются с главным зданием глухими каменными оградами с мощными
пилонами (массивными столбами) проездных ворот.
Помимо общественных зданий Жилярди возводил и частные
дома. Самый знаменитый из них — особняк Луниных (1818—1823 гг.) на Никитском
бульваре. В числе выдающихся работ мастера можно назвать и реконструкцию
подмосковной усадьбы Кузьминки, которой Жилярди занимался вплоть до отъезда в
Италию в 1832 г. |