Парижская
школа — не направление, не метод и не стиль. Так называют многочисленную
группу художников со всех концов света, устремившихся в Париж в начале XX в.
Именно Париж помог каждому из них обрести творческое лицо.
Постоянное общение художников, разногласия и в то же время
взаимная поддержка создавали уникальные условия творческого соревнования.
Здесь переплетались биографии, возникали многочисленные новые течения.
Художественная информация распространялась стремительно, и можно понять,
почему ситуация в искусстве менялась подчас в течение месяцев.
Творчество голландца Пита Мондриана, мексиканца Диего Риверы,
румына Константина Брынкуши (Бранкузи), испанца Хуана Гриса, выходцев из
России Осипа Цадкина, Хаима Сутина и Марка Шагала, итальянца Амедео Модильяни
и многих других представителей парижской школы составляет золотые страницы
истории искусства.
Амедео Модильяни (1884—1920) родился в Ливорно, учился
живописи в профессиональных мастерских Флоренции и Венеции. В Париже, куда
Модильяни прибыл в 1906 г., помимо картин он создал серию изящно
стилизованных каменных голов, очень похожих на идолов с острова Пасхи. Только
отсутствие средств заставило мастера отказаться от скульптуры — материалы
были дороги. Одним из самых плодотворных периодов своего творчества Модильяни
обязан дружбе со скульптором Брынкуши; исследователи до сих пор не пришли к
однозначному выводу, кто из них на кого повлиял.
В 10-х гг. Модильяни, так и не примкнув ни к одному из
существовавших направлений, обрёл собственный стиль. Рисунок в его полотнах
главенствует над цветом: изысканные фигуры обрисованы гибкой непрерывной
линией, способной выявить и подчеркнуть объём формы. Модильяни писал и
рисовал главным образом портреты и обнажённую натуру. На его картинах шеи
натурщиц превращаются в лебединые, лица — в вытянутые овалы, головы грациозно
склоняются. А глаза он обычно оставлял без зрачков. И при столь явном
схематизме, условности изображений, все они, по утверждению современников,
обладали безусловным сходством с моделями. Герои портретов Модильяни, стоящие
или сидящие неподвижно, словно на старых фотографиях, часто показаны в углах
помещений и производят впечатление неприкаянности, хрупкости и беззащитности
перед окружающим миром.
Как это ни горько, спрос на картины Модильяни возник после
трагической ранней смерти мастера и самоубийства вслед за тем его юной жены
(работы начали скупать уже в день похорон художника). Эти печальные события,
а главное само творчество Модильяни, сотворили из его имени легенду.
В судьбе Хаима Сутина (1893— 1943), приехавшего в Париж в
1913 г., важную роль сыграли встреча и дружба с Модильяни, который помог на
первых порах эмигранту из России. Сутин, сын бедного штопальщика из
белорусского местечка Смиловичи, очевидец еврейских погромов, очень похож на героев
своих картин — бесправных, нищих и одиноких.
На картине «Пирожник в голубом колпаке» (1922—1923 гг.)
изображён мальчик с огромными торчащими ушами. У него вытянутое серьёзное
личико, тоскливые глаза и покорно сложенные ручки. «Рабочая одежда» — белый
халат и высокий колпак — явно велика ему. Угловатость маленького кондитера
ещё больше подчёркивается выразительностью палитры — великолепными переливами
белого с голубыми тенями в складках ткани. Но она в то же время окутывает его
магическим ореолом симпатии и тёплого сострадания.
С яростной энергией художник накладывает длинные
взвихрённые мазки, запечатлевая на холсте кровавую тушу, подвешенную в лавке
мясника («Туша быка», 1924 г.). Этот страстный напор, равного которому нет в
современной живописи, и насыщенные краски — красная, чёрная, белая, жёлтая —
рождают ощущение казни, тревоги, насилия, жестокости.
Однажды Сутина спросили: «В вашей жизни были какие-то
несчастья?». «Как вам это могло прийти в голову? — удивился он. — Я всю жизнь
был счастливым человеком». Зная полную лишений судьбу художника, всё же
приходится согласиться с такой парадоксальной самооценкой. Ведь жизнь его
была всегда наполнена творческим смыслом.
|