Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к
главным художественным течениям XX в. — экспрессионизму, кубизму,
сюрреализму, абстракционизму. Но в то же время можно утверждать, что оно не
принадлежало целиком ни к одному из них.
Клее родился в Швейцарии в семье музыкантов. И хотя его
профессиональным поприщем стало изобразительное искусство, преданность музыке
он сохранил на всю жизнь. Талантливый скрипач, в трудные годы Клее
подрабатывал, играя в оркестре. Музыкой, её ритмами, её аккордами проникнуто
большинство работ художника. Он учился в Мюнхенской академии художеств,
совершал поездки в Италию, в Париж, путешествовал по Германии, а после
женитьбы обосновался в Мюнхене.
Линия стала главным средством выражения, а графика — той
единственной областью, в которой Клее проявил себя в ранний период
творчества. Интонация многих работ («Грозная голова», 1905 г.; «Инвенции»,
1906 г.) иронична и горька. Но им присуща и лёгкость, особая деликатность,
некая мудрая отстранённость от изображаемых событий.
В 1910 г. открылась первая выставка рисунков и гравюр
Клее. Со следующего года он вошёл в круг художников «Синего всадника». Среди
прочих идей, которые ему были здесь близки, нужно выделить особенно
внимательное отношение к выразительности детского рисунка. В то же время
знакомство с кубизмом сделало композиции Клее более геометричными.
Несмотря на агрессивную красочность живописных работ
своего экспрессионистического окружения, Клее поначалу мало занимали проблемы
цвета. Однако поездка в Тунис, которую он совершил в 1914 г., словно открыла
ему глаза: «Цвет захватил меня, — записал он в дневнике. — Мне незачем
гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет едины, я —
художник». И действительно, нежные цветовые гармонии стали естественной
средой для утончённых, волшебных геометрических структур Клее. Его необычные
композиции, кажется, рождены новым знанием, новым пониманием связей мира, его
устройства. В картине «Полная луна» (1919 г.) ночной пейзаж, составленный из
мозаики разновеликих прямоугольников, таинствен, но не страшен.
1920 год оказался своеобразным творческим рубежом для
художника: вышла в свет его книга «Творческое вероисповедание», альбом
рисунков, а в Мюнхене открылась большая ретроспективная выставка его работ. И
тогда же он получил приглашение от Вальтера Гропиуса преподавать в «Баухаузе».
С 1921 по 1931 г. Клее вел здесь курс композиции.
Преподавательская работа занимала много времени, но Клее
продолжал писать маслом и рисовать. Используя опыт мастеров шпалер, он создал
цикл работ, в которых мотивы — дома, лестницы, деревья, а иногда и просто
«магические квадраты» — повторяются, заполняя ажурным узором всё пространство
холста.
В 1933 г. Клее покинул Германию и вернулся на родину, в
Берн. В последние годы жизни в работах смертельно больного художника
появилась глубокая печаль («Страх», 1934 г.; «Смерть и пламя», 1940 г.;
«Мрачное путешествие на корабле», 1940 г.). Клее всегда верил, что
изобразительное искусство «не передаёт только видимое, а делает зримым тайно
постигнутое».
|