Представители
неопластицизма придерживались не многих принципов: в их живописных
произведениях линии пересекаются перпендикулярно, палитра ограничивается
красным, синим и жёлтым, т. е. тремя чистыми основными цветами (допускаются
также белый, чёрный и серый). Лепка трёхмерных форм мазком отвергалась —
подчёркивалась плоскость. При отсутствии симметрии композиции всё же были
очень уравновешенными. Такой стройностью, простотой и чистотой отношений
внутри холста, по мнению неопластицистов, достигалась универсальная гармония,
независимая от отдельного человека.
Один из ведущих мастеров беспредметного искусства,
основатель школы неопластицизма, нидерландский художник Пит Мондриан
(1872—1944) начал свой творческий путь в стенах Государственной академии
художеств в Амстердаме. Ранние его работы выполнены в манере старых
голландских мастеров («Лесной ручей», 1888 г.). Но известность молодому
художнику принесли не академические сюжеты, а так называемые вечерние
пейзажи. В сумерках, в лучах закатного солнца Голландия — её дюны, деревья,
ветряные мельницы — предстаёт загадочно-поэтической («Вечер на берегу Гейна»,
1906 г.). Один из первых критиков творчества Мондриана заметил, что его
пейзажи «переворачивают душу, трогают до самых её глубинных уголков».
В 1911 г, в Амстердаме Мондриан принял участие в
Международной выставке современных художников, где были представлены также
кубистические произведения Пабло Пикассо, Андре Дерена, Жоржа Брака.
Познакомившись с работами кубистов, Мондриан и сам начал экспериментировать с
формами, упрощать их. По-разному сочетая плоскости изображаемых предметов, он
добивался впечатления структурной, ритмической ясности («Пейзаж. Деревья»,
1911 — 1912 гг.).
Постепенно из его работ исчез даже намёк на реальную
форму. Композиции серии «Море» (1914 г.) по сути своей уже абстрактны.
Впечатления от бликов света на колеблющейся поверхности моря художник выразил
чередованием горизонтальных и вертикальных штрихов, иногда крестообразно
пересекающихся.
В 1917 г. Мондриан вместе с архитектором, скульптором и
живописцем Тео ван Дусбургом (1883—1931) стал одним из основателей группы
«Стиль» — объединения художников и архитекторов. В него вошли также
архитекторы Питер Ауд, Геррит Ритвелд, скульптор Георг Вантонгерлоо и другие
мастера. Целью группы «Стиль» было создание форм, очищенных от всего
случайного и произвольного. Архитекторы отказались от замкнутой коробки
здания и заменили её комплексом взаимосвязанных объёмов. Скульптурные
композиции Вантонгерлоо — это пересекающиеся прямоугольные формы. Свои
теоретические взгляды «Стиль» стремился распространить и на другие области
искусства, предлагая везде и всюду следовать порядку, простоте и ясности.
В первом же номере журнала, названного по имени группы, Мондриан
опубликовал свою статью «Неопластицизм в живописи» — так появился термин «неопластицизм».
В этой и в других теоретических работах (например, в книге «Искусство и
жизнь. Новое искусство — новая жизнь», 1931 г.) мастер настойчиво утверждал,
что гармонию мира можно отразить только прямоугольными абстрактными
композициями.
В так называемых ярких полотнах насыщенные цветом гладкие
плоскости Мондриан заключал в жёсткую чёрную сетку, добиваясь этим
впечатления сияния, свечения цвета («Композиция красного, жёлтого, синего и
чёрного», 1921 г.). В 30-х гг. художник разрывал или удваивал чёрную линию,
стремясь к более резким контрастам. При этом в отличие от «ярких» работ он
ограничивался двумя, а чаще одним цветом («Композиция с синим», 1937 г.). По
мнению Мондриана, «цвет должен быть свободен от индивидуальности, от личных
эмоций, он должен выражать лишь всеобъемлющий покой». Своими цветными
«решётками» мастер оформил и интерьер собственной мастерской в Париже, куда
переехал в 1919 г.
Несмотря на внимание публики к неопластическим работам и
регулярное участие художника в выставках, средства к существованию ему
доставляли акварельные натюрморты с цветами. Лишь спустя десять лет
абстракции Мондриана стали находить спрос, но материального благополучия ему
удалось достичь лишь незадолго до смерти, в Америке. Здесь Мондриана называли
самым знаменитым иммигрантом. В 1942 г. с успехом прошла его первая в жизни
персональная выставка. В США художник работал над большими композициями: «Нью-Йорк-сити»
(1941 — 1942 гг.), «Бродвей буги-вуги» (1942 г.), «Победа буги-вуги» (1943
г.). Теперь линии, как бы подчиняясь пленившим его ритмам джаза и буги-вуги,
дробятся маленькими цветными квадратиками, чёрная сетка стала необязательной.
Искусство Мондриана во многом повлияло на современную
живопись, архитектуру и дизайн. |