Питер Пауэл Рубенс родился в городке Зиген в Вестфалии
(Германия). Отец будущего художника, антверпенский юрист Ян Рубенс, был
протестантом и вывез семью за границу, спасаясь от преследований испанцев.
Там Рубенсы перенесли немало лишений, а в 1587 г., после смерти отца
семейства, перешли в католическую веру и вернулись на родину, в Антверпен.
Юный Рубенс ходил в школу при соборе и получил неплохое
гуманитарное образование. Уже в тринадцатилетнем возрасте он решил стать
живописцем и начал учиться у разных мастеров. В 1598 г. молодой художник был
принят в члены городской гильдии Святого Луки, что дало ему право подписывать
и продавать свои работы.
В 1600 г. Рубенс отправился в Италию: посетил Венецию,
Флоренцию, Геную, Рим. В 1602 г. он поселился в Мантуе и поступил на службу к
герцогу Винченцо I Гонзага, владельцу знаменитой коллекции живописи. Рубенс
копировал и изучал наиболее прославленные работы итальянских мастеров. По
поручению своего покровителя он совершил поездку в Испанию, где
познакомился с произведениями испанских художников.
В 1608 г. Рубенс поспешно возвратился в Нидерланды, узнав
о тяжёлой болезни матери, но в живых её он уже не застал. Художник
обосновался в Антверпене и женился на дочери городского секретаря Изабелле
Брандт. В связи с этим событием Рубенс написал автопортрет с супругой, известный
под названием «Жимолостная беседка» (1609 г.). Молодожёны изображены сидящими
в саду под пышным кустом жимолости. Собственным чертам живописец придал
оттенок философского спокойствия с лёгким налётом печали, взгляд юной
Изабеллы полон живого любопытства.
В 1609 г. Рубенс был назначен придворным живописцем, а это
сулило жалованье, престиж и большую свободу творчества. К тому же ему
позволили не переезжать в Брюссель, где находился двор.
В 10-е гг. XVII в. Рубенс много и плодотворно работал над
церковными заказами. В 1610—1611гг. он расписал алтарь антверпенской церкви
Святой Вальпургии. Его центральная часть — «Водружение креста» — посвящена
распятию Христа. Обычно художники изображали распятие уже свершившимся.
Рубенс сделал зрителя свидетелем казни.
Чувство цельности и полноты мира, присущее
старонидерландским мастерам, удалось сохранить пейзажисту Йосу де Момперу
(1564—1635). В «Горном пейзаже с мостиками» рельеф земной поверхности словно
вылеплен коричневыми, жёлто-зелёными, серо-синими пятнами краски. Кажется,
что земля дышит, живёт. Её кручи и пропасти как будто отражаются в небе, где
между нависшими клубами облаков зияют бездны тёмной синевы.
тускло-красные одежды сливаются воедино. И кажется, будто
не они, а живая волна подхватила Христа и несёт Его навстречу молящимся. Даже
пригвождённый к кресту, Христос Рубенса не безответный страдалец, а господин
Своей судьбы.
Среди произведений Рубенса на религиозные сюжеты особое
место занимает «Последнее причащение Святого Франциска» в алтаре
францисканской церкви Антверпена (1619 г.). Эта картина интересна не броскими
живописными эффектами, а редкой для Рубенса задушевностью. Слабый свет из полузанавешенного
окна проникает в бедную монастырскую церковь. Краски на полотне мягкие и
приглушённые. В сумраке среди бурых одеяний монахов выделяется
бледно-золотистое тело полунагого Святого Франциска (перед смертью он решил
отречься от последних земных благ, которыми ещё пользовался, в частности от
верхней одежды). Простые лица монахов, прощающихся с наставником, выражают
искреннее горе и одновременно решимость мужественно перенести утрату.
Античная мифология всегда была для Рубенса источником
вдохновения. В картине «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг.) привлекает
необыкновенно искусная композиция. Все фигуры — похитители, отчаянно
сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони — объединены по принципу
симметрии. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде
повторяет другую.
Дух напряжённой, яростной схватки передаёт картина «Битва
греков с амазонками» (1б15— 1619 гг.). По небу проносятся свинцово-сизые и
огненные тучи. Скачущая конница напоминает ворох осенней листвы, подхваченной
ветром: пурпурные накидки, лоснящиеся от пота бока гнедых лошадей, блики на
стали доспехов... Бурному движению противопоставлены неторопливое, спокойное
течение реки и устойчивые арки моста. Это усиливает драматизм сцены: мост
надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Побеждённые
барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. Картина написана
стремительными, энергичными мазками.
В 1614 г. Рубенс перестроил свой дом в Антверпене и
превратил скромное жилище в настоящий дворец, а сад украсил беседками и
павильонами в итальянском стиле. Там же располагалась мастерская, где
безостановочно кипела работа. У прославленного живописца не было отбоя от
заказчиков самого высокого ранга, среди которых — французская королева-мать
Мария Медичи, правительница Нидерландов Изабелла, генуэзские купцы...
Естественно, справиться с таким количеством заказов в
одиночку Рубенс не мог. Но у него ещё с первых лет пребывания в Антверпене
было достаточно учеников, которые помогали ему и в то же время постигали на
практике приёмы его искусства. Работа над картиной была надёжно отлажена.
В 1615—1621 гг. Рубенс создал серию картин на охотничьи
сюжеты. Дня героев этих произведений охота не праздное развлечение, а
отчаянная борьба за жизнь. Перед лицом смертельной опасности человек и зверь
равны.
делал красками эскиз. Самые важные фрагменты будущей
картины он выписывал более детально. На тщательно загрунтованный холст
(Рубенс предпочитал традиционный для Нидерландов белый грунт красному
итальянскому: на белом краски более насыщены светом) ученики наносили
основные линии композиции и цветовые пятна. Когда подготовительная работа
заканчивалась, живописец, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками,
буквально оживлял их.
При этом Рубенс сознавал, что с некоторыми задачами другие
художники справляются лучше, чем он. Мастер доверял исполнять цветы и
животных в своих композициях Яну Брейгелю, натюрморты — Франсу Снейдерсу,
пейзажные фоны — другим живописцам. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб
Йорданс.
Рубенс написал немало портретов, хотя не был портретистом
по призванию — ему не хватало психологического чутья. Однако постичь и
отобразить душевные качества близких людей ему было вполне по силам.
Приблизительно 1625 г. датируется портрет Изабеллы, жены
художника. Она изображена в открытом чёрном платье. На заднем плане тревожно
догорает закат. Этот торжественный фон оттеняет живое и тонкое лицо с
удивлённо приподнятыми бровями, блестящими тёмно-карими глазами,
трогательными ямками на щеках. Год спустя тридцатичетырёхлетняя Изабелла,
мать троих детей, умерла от чумы. Рубенс писал о ней: «Она не была ни
суровой, ни слабой, но такой доброй и такой честной... что все любили её
живую и оплакивают мёртвую».
Изредка Рубенс изображал себя самого. На автопортрете,
относящемся к 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на
голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. Лицо мастера
спокойно и уверенно. Его глаза цвета тёмного янтаря смотрят на зрителя
открыто и честно, в них заметны усталость и печаль. Известно, что однажды на
чей-то участливый вопрос, почему его глаза грустны, Рубенс ответил: «Они
повидали слишком много людей».
На склоне лет Рубенс искал покоя. В одном дружеском письме
он признавался: «Я решил снова жениться, потому что не чувствовал себя созревшим
для воздержания и безбрачия. Я взял молодую жену, дочь честных горожан, хотя
меня со всех сторон пытались убедить сделать выбор при дворе... Я хотел иметь
жену, которая бы не краснела, видя, что я берусь за кисти...».
Рубенсу было пятьдесят три года, а его избраннице Елене Фоурмен
— всего шестнадцать, когда в 1630 г. они обвенчались.
Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х
гг. В её лице нет той тонкости, того ума, что отличали покойную Изабеллу
Брандт. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Как
ни странно, Рубенс ещё задолго до встречи с ней изображал в своих работах
женщин с подобными чертами. Его идеал бодрой и чистой юности вдруг нашёл
воплощение в девушке, жившей по соседству.
На знаменитом полотне «Шубка» (1638—1640 гг.) молодая
женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Матовый тон меха
подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Поза купальщицы
напоминает античные статуи, но это всё та же Елена с её доверчивым взглядом и
солнечной улыбкой.
Более прозаичен «Портрет супругов Рубенс» (1631 г.). Они
чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. Сам художник смотрит на
зрителя сдержанно-приветливо, строгая Елена за что-то выговаривает своему
пасынку Николасу, мальчик слушает упрёки с грустной почтительностью.
В поздние годы жизни Рубенс достиг изумительного
совершенства и лёгкости в искусстве владения кистью. Точные, подвижные мазки
прекрасно передают разреженность воздуха, упругость и тяжесть дорогих тканей,
тепло здорового тела.
В 1635 г. Рубенс купил поместье Стеен в Брабанте,
провинции Южных Нидерландов. Отныне основным содержанием его творчества стали
образы близких людей и скромная, но величественная брабантская природа.
Художник по-прежнему не мыслил природы отдельно от обживающих её людей. Явно
под впечатлением от произведений Брейгеля Старшего он написал свою «Кермессу»
(1635—1636 гг.). По спокойной равнине с высохшей речкой, уснувшими от
полуденного зноя деревьями, пологими холмами на горизонте, словно вихрь,
проносится толпа разгорячённых, опьяневших крестьян. Отчаянно отплясывают они
бешеный танец.
«ПОРТРЕТ КАМЕРИСТКИ ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ» РУБЕНСА
В 1772 г. российская императрица Екатерина II приобрела у
парижского антиквара Кроза в числе других картин, в дальнейшем составивших
основу прекрасного собрания фламандской живописи Эрмитажа, портрет молодой
женщины. Он написан маслом на небольшой дубовой доске и относится примерно к
1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль
брюссельского двора того времени, перенявшего у испанцев дух горделивой
сдержанности. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки
(дворцовой служанки) при инфанте Изабелле.
Тёмный зеленовато-серый фон подчёркивает нежность лица
девушки с большими глазами и ртом, с немного выдающимися скулами и маленьким
подбородком. Оно показалось бы неприметным среди многолюдной толпы, но Рубенс
сумел сделать его незабываемым.
Индивидуальность моделей у Рубенса проявляется в
непроизвольных движениях и мимолётных чертах. В портрете камеристки это
непослушная прядь тёмно-золотых волос, выбившаяся на виске из гладкой
причёски; лёгкий румянец, проступивший на щеке; напряжённая линия рта,
прячущего непослушную улыбку.
Портрет получил своё название благодаря надписи
«Камеристка инфанты в Брюсселе», сохранившейся на подготовительном рисунке к
нему. Но там изображена оживлённая, не таящая улыбки девочка-подросток. На
живописном портрете героиня Рубенса пытается быть серьёзной, поэтому выглядит
старше своего возраста.
В 1959 г. американский искусствовед Ю. Хелд сличил этот
рисунок с портретом Клары Серены, старшей дочери художника, умершей в
возрасте двенадцати лет в 1623 г., и обнаружил большое сходство. Быть может,
Рубенс пытался представить, какой стала бы его дочь, достигнув
совершеннолетия? Или же он взялся писать портрет камеристки, потому что был
поражён сходством девушки с его дочерью?
В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к
большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи
(1573—1642) — матери французского короля Людовика ХIII. Полотна должны были
украсить галерею Люксембургского дворца в Париже к бракосочетанию французской
принцессы Генриетты Марии и короля Англии Карла I, состоявшемуся в феврале
1625 г. Всего живописная история Марии Медичи насчитывала двадцать четыре
картины.
В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса —
автопортрет 1639 г. Взгляд художника внимателен и суров. Лицо осунулось,
побледнело. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Осанка, как и прежде,
элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Рубенсу
оставалось жить меньше года. Он подарил миру около трёх тысяч картин и
множество рисунков.
Роль Рубенса в истории европейского искусства
исключительна. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской
живописи, но лишь для того, чтобы на этой основе обновить и преобразовать
художественную традицию Нидерландов. Фламандская школа — это прежде всего
школа Рубенса. Его творчество оказало большое влияние и на многих мастеров из
других стран. |