Термин
«поп-арт» {англ. pop art, сокращение от popular art — «популярное,
общедоступное искусство»), как и само направление, родился в кругу английских
художников «Независимой группы» Института современного искусства в Лондоне в
середине 50-х гг. XX столетия. На их выставках «Коллажи и объекты» (1954 г.),
«Человек, машина и движение» (1955 г.), «Это — завтра» (1956 г.) обнаружились
основные мотивы и истоки поп-арта, такие, как комиксы с их серийностью и
упрощённым рисунком, броская и яркая коммерческая реклама.
Поп-арт сразу же получил известность за океаном и очень
скоро стал символом американского искусства. Уже в 1955 г. на «Фестивале двух
миров» в Сполетто (Италия) демонстрировалась кровать с подушкой и одеялом, выкрашенными
масляной краской, — произведение американца Роберта Раушенберга (родился в
1925 г), вызвавшее взрыв негодования зрителей.
В экспозициях поп-арта мог быть выставлен любой знакомый
зрителю предмет: мусорное ведро, недоеденный бутерброд, чучело курицы. Самым
известным произведением и своего рода визитной карточкой поп-арта стала
натуральная консервная банка с томатным супом. Его автор, американец Энди Уорхолл
(1928—1987), говорил: «Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем
газовый насос? Только потому, что для вас это привычная условность. Я
привлекаю внимание к абстрактным свойствам вещей». Уорхолл, открещиваясь от
высокого искусства, назвал свою мастерскую «фэктори» — «фабрика» (она и
находилась в помещении бывшей фабрики). Всё это очень напоминало весёлые издёвки
дадаистов (поп-арт тоже ироничен и весел). Но дадаисты дразнили сытых буржуа
и совсем не рассчитывали на материальный успех, а американские представители
поп-арта сразу же получили мощную финансовую поддержку. Их работы часто
занимали верхние строчки отчётов о продажах современного искусства.
Поп-арт в отличие от дада утверждался в ином времени,
когда средства массовой информации превратились в один из важнейших факторов,
влияющих на культуру и искусство. Информация стала доступна каждому. А
искусство оставалось достоянием лишь избранных ценителей. Поп-арт хорошо
прочувствовал потребность в новом, общедоступном искусстве. Он пользовался
узнаваемыми понятиями и предметами.
Приводился такой пример: холодильник, установленный на
сейфе в помещении склада, и эта же комбинация в выставочном зале
воспринимаются зрителем совершенно по-разному. В последнем случае в сознании срабатывает
фактор «музеефикации» — иного отношения из-за невольного желания понять то,
что тебе предлагают увидеть. Повседневные предметы, по идее, должны вызывать
иное, более внимательное отношение к ним зрителя, если находятся в особом
пространстве. С этой же целью использовался и другой «магический» приём:
какое-либо изображение повторялось бесконечное число раз. Так, Уорхолл
«тиражировал» изображение бутылки кока-колы, лицо киноактрисы Мерилин Монро
на огромных щитах, напоминающих рекламные. Магия подобных работ заключается в
том, что любой объект, привлёкший внимание художника, становится при таком
подходе обыденным, лег-
ко «читаемым», доступным к потреблению (в данном случае
интеллектуальному и эмоциональному). С другой стороны, подобный «серийный
подход» отражает стремление массового сознания к созданию идолов, кумиров.
Поп-арт различен по стилистике. К примеру, Том Вессельман
(родился в 1931 г.) использовал сплошные, ровные цветовые пятна, а Рой
Лихтенштейн (родился в 1928 г.) свои живописные изображения уподоблял
газетной печати, тщательно воспроизводя зёрна растра. Но для всех работ характерны
большой масштаб, чёткий, яркий рисунок. И в каких бы превращениях не
представало перед зрителем произведение поп-арта (будь то картина, слепок с
человеческого тела или «готовый предмет»), в нём всегда читается программная
идея — расширение понятия искусства за пределы собственно художественного
рода деятельности.
Поп-арт оказал огромное влияние на развитие современного
искусства, его традиции сохраняются и в настоящее время. |