Сильвестр Феодосиевич Щедрин вырос в среде художников. Его
отец, Феодосий Фёдорович, был скульптором, а дядя, Семён Фёдорович, —пейзажистом.
В девять лет Щедрин поступил в Академию художеств. Восхищение городскими видами
итальянца Каналетто, которые он видел в Эрмитаже, а также, вероятно, влияние
дяди определили выбор будущего живописца — он стал пейзажистом. Закончив
академию в 1811 г., Щедрин получил Большую золотую медаль и право совершить
пенсионерскую поездку за границу. Но её пришлось отложить: в Европе шла война
с Наполеоном.
Щедрин несколько лет совершенствовался при академии,
представляя на выставки свои картины, изображающие окрестности Петербурга. В
пейзажах 1815—1817 гг. он показал не центральные улицы и набережные Невы,
которые так привлекали мастеров XVIII столетия, а безмятежные городские
окраины: прогуливающихся господ, погружённых в повседневные заботы
простолюдинов.
В 1818 г. Щедрин наконец поехал в Италию, которая стала
для него второй родиной. Сначала он поселился в Риме, посещал музеи, работал
с натуры. Получив от брата русского императора, великого князя Михаила
Павловича, заказ на неаполитанские пейзажи, Щедрин отправился на юг страны.
Неаполь очаровал художника. Он писал: «Я живу на берегу морском в самом
прекраснейшем и многолюднейшем месте... много разносчиков с устрицами и
разными рыбами, крик страшный...».
Свои картины Щедрин тоже часто населял пёстрой толпой. Его
персонажи — не условные фигуры на фоне величественной природы, а живые,
характерные типы. Вот один рыбак плывёт в лодке, другой сушит сети, кто-то
тащит корзину, а многие просто отдыхают, и это состояние «сладкого
ничегонеделания» замечательно гармонирует с тишиной и негой, разлитой в
жарком южном воздухе. Любимыми его моделями были нищие и бродяги. Они
позволяли лучше передать «местный колорит», который особенно ценили
заказчики. «Сначала я должен был... искать... оборванных и запачканных нищих
и пьянюшек всякого роду, но когда они узнали, что им за это платят, то мне от
оных не было отдыху...», — рассказывал художник в одном из писем в Россию.
В 1822 г. Щедрин написал отчётную картину для Академии
художеств — «Колизей в Риме» — в которой традиционный сюжет был решён
по-новому, как «портрет колизея», живущего уже в современном городе. В
следующем году он начал полотно «Новый Рим. Замок Святого Ангела». Его
название было символичным: молодой художник по-своему увидел и показал Вечный
город.
Вдали, на линии горизонта, изображён собор Святого Петра —
главный католический храм мира. Справа, за мутными желтоватыми водами Тибра,
возвышается круглое античное здание — мавзолей императора Адриана, в Средние
века превращенный в замок Святого Ангела. А на ближнем берегу — совсем не
парадный уголок Рима тех времён. Дома здесь словно вырастают из воды. Группа
рыбаков на первом плане оживляет застывший пейзаж, где даже речная вода
кажется неподвижной: так чётко отражается в ней купол собора Святого Петра.
Согласно правилам академической живописи, три плана
картины должны быть строго отделены друг от друга. У Щедрина же первый план
плавно перетекает в средний, а средний — в дальний. Поэтически возвышенное
дальнее пространство и буднично-житейское ближнее разграничены мостом, но
объединены общим пространством неба.
Картина Щедрина «Новый Рим...» очень понравилась современникам
как в Италии, так и в России. Это произведение открыло новую страницу в
истории русской пейзажной живописи.
В многочисленных видах Рима и его окрестностей мастер под
воздействием натуры постепенно отказался от общепринятого в то время коричневатого
тёплого колорита и стал писать в холодных голубоватых и серебристых тонах. Сильвестр
Щедрин стал первым из европейских художников, кто стремился передать в
живописи живое впечатления от природы, многообразной и изменчивой.
Самые светлые и гармоничные пейзажи — «Набережная Санта-Лючия
в Неаполе» (1829 г.), «Набережная Мерджеллина в Неаполе» (1827 г.), «Вид
Неаполя» (1829 г.) — появились во время новой поездки Щедрина на юг Италии, в
Неаполь, Сорренто и на остров Капри.
Негой южного итальянского лета наполнен цикл «Террасы на
берегу моря». Щедрин запечатлел необыкновенно уютные, прогретые солнцем и
увитые лозами винограда террасы в разное время дня, наблюдая жизнь и нравы
различных персонажей: священников и монахов, нищих и мальчишек.
Единство природы и обживших её людей в произведениях
Щедрина столь естественно, что кажется, будто художник писал их одновременно.
Однако летом он обычно выполнял с натуры пейзаж, а зимой «населял» его
людьми. Поэтому некоторые незавершённые работы мастера непривычно безлюдны.
Таков, например, «Вид Амальфи близ Неаполя» (1826 г.). На первом плане
картины видны коричневато-зелёные скалы, на горизонте — голубая гора, а между
ними — светлые домики приютившегося на скале городка Амальфи.
В последние годы жизни художник нередко писал ночные
пейзажи, освещённые светом луны или костра. А на картине «Неаполитанские
рыбаки в лунную ночь. Вид Позилиппо» (конец 20-х гг.) жаркий огонь костра на
первом плане контрастирует с холодным серебристым блеском лунной дорожки на
поверхности моря. Щедрин одним из первых открыл этот необычный цветовой
эффект, ставший очень популярным в русской живописи середины и второй
половины XIX в.
Пейзажи Щедрина пользовались огромным успехом у публики.
Материально независимый от академии, он стал вольным художником и до конца
дней жил в Италии. Его творчество предвосхитило открытия французских
художников-импрессионистов.
|