Датский скульптор Бертель (Альберт) Торвальдсен родился в
Копенгагене в семье резчика по дереву, исландца по происхождению. С
одиннадцати лет он обучался в датской Академии художеств. В 1793 г. молодой
скульптор был отмечен Большой золотой медалью, что дало ему право на
заграничную стажировку. Однако материальные трудности заставили отложить
отъезд.
В 1797 г. Торвальдсен прибыл в Рим. Встреча молодого
скульптора с Вечным городом омрачилась тем, что большинство прославленных
древностей из римских коллекций были тогда вывезены французами. Однако
датский мастер и без классических образцов сумел почувствовать величие
античной пластики. В этом убеждает статуя Ясона с золотым руном (1802—1803
гг.).Чуждый зависти Антонио Канова, увидев эту скульптуру, назвал её началом
«нового, грандиозного стиля».
Первые годы XIX в. стали для Торвальдсена порой
творческого расцвета; он работал в Риме (в 1808 г. его приняли в Академию
Святого Луки) и Неаполе. В 1811 г. по случаю приезда Наполеона он выполнил
для Квиринальского дворца в Риме рельеф «Вступление Александра Македонского в
Вавилон». Две многофигурные процессии — греческое войско и приветствующие его
жители — встречаются в центре композиции; между ними находится аллегорическая
фигура Мира.
Особенность образов Торвальдсена — их самодостаточность:
они словно живут сами по себе, не нуждаясь в зрителе. Такова «Венера с
яблоком» (1813—1816 гг.). Тихая, целомудренная, удивлённо глядящая на
доставшийся ей плод, она особенно выигрывает при сравнении с надменной и
холодной Венерой — Паолиной Богезе Кановы.
Композиция «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817 г.)
выполнена с непревзойдённым изяществом и естественностью. Грациозное тело
юноши и могучая фигура птицы объединены в симметричную, но свободную группу.
Торвальдсен ловко обыгрывал контрасты и всегда добивался
гармоничной целостности образа. Его резец передаёт зыбкие состояния перехода
от покоя к движению с удивительным правдоподобием. Такова фигура бога
Меркурия (1818 г.), который, усыпив великана Аргуса игрой на свирели, всё ещё
держит её наготове, а свободной собирается поднять меч, чтобы сразить врага.
В 1819 г. Торвальдсен посетил Копенгаген, получив заказ на
украшение церкви Богоматери (1811 — 1829 гг.), построенной в неоклассицистическом
стиле. Скульптор украсил фронтон главного входа храма фигурой проповедующего
Иоанна Крестителя, паперть — рельефом «Вход в Иерусалим», интерьер — статуями
апостолов, алтарь — колоссальной фигурой Христа и рельефом «Шествие на
Голгофу».
Для статуи Христа Торвальдсен выполнил шесть
подготовительных вариантов, стремясь найти образ, гармонично соединяющий
величавую героику Зевса работы древнегреческих скульпторов с ясной и глубокой
духовной силой Спасителя.
Начиная с 20-х гг. XIX в. Торвальдсена знала уже вся
Европа. Ему наперебой заказывали памятники для разных городов. Статуи
астронома Николая Коперника для Кракова в Польше (1822 г.), изобретателя
книгопечатания Иоганна Гуттенберга для Майнца в Германии (1833 г.), поэта
Джорджа Гордона Байрона для Кембриджа в Англии (1831 г.) своим традиционным
решением и обилием второстепенных деталей похожи на другие европейские
памятники тех лет. Исключение составляет «Раненый лев» (1820—1821 гг.) в
Люцерне (Швейцария) — памятник швейцарским гвардейцам короля Людовика XVI,
погибшим во время Великой Французской революции. Это пещера в дикой скале,
отделённая от зрителя небольшим водоёмом; в ней лежит израненный лев. Образ
страдающего, слабеющего, но ещё чуткого и стойкого зверя удивителен по силе.
В 1838 г. Торвальдсен вернулся в Копенгаген и возглавил
там Академию художеств. Скульптор завещал родине большую часть своего
наследия, которая легла в основу его мемориального музея.
|