После 1917
г. искусство скульптуры в России приобрело особое общественно-политическое
значение. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как
героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью. Памятники, монументы
играли ключевую роль в советской скульптуре.
Едва ли не первым мероприятием революционного
правительства в отношении искусства был так называемый план монументальной
пропаганды. Декрет Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 г.
предписывал снятие памятников «в честь царей и их слуг» и установку
монументов видным деятелям революционного движения. Эта акция должна была
закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось
и следа, что новая власть утверждается на века.
Некоторое время советская скульптура ещё сохраняла
отголоски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 20-х
гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Об этом
красноречиво свидетельствовала выставка 1928 г., посвящённая десятилетнему
юбилею революции. Здесь впервые были показаны напряжённо-драматичная
композиция Ивана Дмитриевича Шадра (настоящая фамилия Иванов, 1887—1941)
«Булыжник — оружие пролетариата»,
величественная, навеянная образами русского ампира группа
Александра Терентьевича Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и
красноармеец» и статуя Веры Игнатьевны Мухиной (1889—1953) «Крестьянка» (все
работы 1927 г.).
На начало 30-х гг. пришлась новая волна монументализма.
Матвей Генрихович Манизер (1891 — 1966) в памятниках В. И. Чапаеву в
Куйбышеве (1932 г.) и Т. Г. Шевченко в Харькове (1934—1935 гг.) пытался
преодолеть традиционное «одиночество» фигуры на пьедестале, подчеркнуть связь
своих героев с народом.
Символом победившего социализма должен был стать советский
павильон на Всемирной выставке 1937 г. в Париже. Здание, спроектированное Б.
М. Иофаном в виде ступенчатой композиции из стремительно нарастающих объёмов,
служило пьедесталом для двадцатитрёхметровой скульптурной группы Мухиной
«Рабочий и колхозница».
При осмотре с фронтальной точки зрения фигуры напоминают
античную композицию V в. до н. э. «Тираноубийцы». Если смотреть на памятник
сзади, то кажется, что фигуры летят, а если обходить вокруг него, создаётся
впечатление, что они идут бодрым шагом.
Бурно развивалась и декоративная скульптура. Например, в
1937 г. территорию московского Северного речного вокзала украсили фонтаны,
оформленные скульпторами-анималистами А. Н. Кардашовым и И. С. Ефимовым.
Соседство фигур полярных медведей и резвящихся дельфинов иллюстрировало
известный лозунг «Москва — порт пяти морей».
В период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
в скульптуре, как и во всём советском искусстве, заметны два направления:
официальное, парадно-героическое, и другое — более человечное и чуткое к
суровой правде войны. В этом легко убедиться, сопоставив, в частности, такие
две работы, как монумент «Воин-освободитель» в мемориальном парке в Берлине
(1946—1949 гг.), выполненный Евгением Викторовичем Вучетичем (1908—1974), и мухинский
портрет полковника Б. А. Юсупова (1942 г.).
В скульптуре первого послевоенного десятилетия
торжествовало «украшательство». Тяга к поверхностному жизнеподобию, к
второстепенным деталям и пышному, купеческого стиля орнаменту порой разрушала
тектоническую логику построения формы. Не худший из примеров — памятник Юрию
Долгорукому (1954 г.), воздвигнутый в Москве по проекту Сергея Михайловича
Орлова (1911 — 1971).
Во второй половине 50-х гг. всё более осознавалась
потребность в ясном и весомом скульптурном образе, где идея выражалась бы
непосредственно через форму. Таков московский памятник В. В. Маяковскому
(1958 г.) работы Александра Павловича Кибальникова (1912 — 1987). Появились
оригинальные мемориалы, в которых собственно скульптура уступала ведущую роль
хранящему историческую память ландшафту (Зелёный пояс Славы под Ленинградом)
или архитектурной композиции (монумент в честь освоения космоса в Москве,
1964 г., авторы А. П. Файдыш-Крандиевский, М. О. Барщ, А. Н. Колчин).
Атмосфера политической «оттепели» 1956—1964 гг.
способствовала появлению в советской культуре разных, в том числе и далёких
от социалистического реализма направлений. Их существование не всегда было
лёгким, и свидетельство тому — судьба скульптора Эрнста Иосифовича
Неизвестного (родился в 1925 г.). Его работы «Атомный взрыв» (1957 г.),
«Дафна» (1963 г.), «Сердце Христа» (1973— 1975 гг.) рассказывают о борьбе
извечных начал — добра и зла. Они представляются художнику сверхчеловеческими
силами, неким подобием космических вихрей, которые создают или разрушают
живую форму на глазах у зрителя. После
спора с главой страны Н. С. Хрущёвым во время выставки
1962 г. в московском Манеже Неизвестный на долгие годы был лишён
государственных заказов и в конце концов был вынужден уехать из СССР.
Наряду с обращением к абстрактным формам, восходящим к
авангарду, в скульптуре сохранялись традиции монументализма.
|