Скульптура
XX столетия активно участвует в общем художественном процессе, однако именно
в этом виде искусства наиболее прочно и органично сохраняется классическая
традиция. Многие скульпторы XX в. в яркой, глубоко индивидуальной манере продолжали
воплощать опыт великих мастеров античности и Возрождения.
На стыке классической традиции и авангарда следует
рассматривать искусство экспрессионизма. Виднейшим из скульпторов этого
направления был немецкий мастер Эрнст Барлах (1870—1938). Его сумрачные,
угловатые фигуры, очерченные резкими складками широких одежд, то охвачены
отчаянным порывом («Мститель», 1923 г.), то полны дремлющей духовной мощи
(«Памятник павшим» для собора в Гюстрове, 1927 г.). Нацисты уничтожили многое
из наследия Барлаха, самому скульптору запретили работать. Экспрессионизм,
это «самое германское» из художественных течений XX в., был фактически
задушен гитлеровским режимом. После Второй мировой войны
экспрессионистические черты заметны в творчестве швейцарского скульптора Альберто
Джакометти (1901 — 1966). Но его непомерно вытянутые, истончённые, хрупкие
фигурки лишены силы и страстности. Это люди-призраки, обескровленные
трагическим временем («Идущий человек», 1960 г.).
Особую роль в искусстве XX в. сыграли так называемые виталисты
{от лат. vitalis — «жизненный») — художники, которые в условных,
символических, а подчас и абстрактных образах стремились передать ритм и
поэзию жизни. Самые яркие примеры — произведения английского скульптора Генри
Мура и румынского мастера Константина Брынкуши (Бранкузи, 1876—1957), ученика
Огюста Родена. До предела обобщённые формы его скульптур отличаются ясностью
и трепетной чистотой («Уснувшая муза», 1909 г.), В 1937—1938 гг. Брынкуши
создал удивительный мемориал жертвам Первой мировой войны в родном городе Тыргу-Жиу
— «Стол молчания». Мраморный монолит стола, окружённый двенадцатью
табуретами, — образ, лежащий на грани между будничной жизнью и вечностью. Он
наводит на мысль о поминальной трапезе, смыкаясь с темой Тайной Вечери,
говорит о пустоте смерти и животворящей силе родства (не случайно сиденья
кажутся «порослью» большого стола, его «детьми»).
Обращение к скульптуре было естественным для кубистов,
которые пытались познать и отразить скрытую, внутреннюю структуру привычных
вещей. В статуях Александра Порфирьевича Архипенко (1887— 1964), Осипа (Жозефа)
Цадкина (1890—1967) и Жака Хаима Якоба Липшица (1891 — 1973) — все три
скульптора, выходцы из России, работали на Западе — форма живёт весьма
причудливой жизнью. Фигуры составлены из разнонаправленных поверхностей: то
выпуклых, то вогнутых. Тем самым скульпторы стремились показать модель
одновременно с разных точек зрения.
В то время как кубисты вникали в потаённое содержание
обыденных вещей, футуристы в Италии воспевали форму агрессивную, динамично
охватывающую окружающее пространство.
Умберто Боччони (1882—1916) в «Техническом манифесте
скульптуры» (1912 г.) провозгласил принцип нового формотворчества: «Полнейшее
уничтожение законченной линии и законченной статуи. Откроем форму, как окно,
и заключим в ней среду, в которой она живёт». В скульптурных композициях Боччони
очертания предметов и фигур лишь намечены дробным, колючим контуром, форма
как бы взрывается, разлетаясь осколками во все стороны.
Скульптура конструктивизма — это гимн машинной
цивилизации.
Здесь ведущая роль принадлежит родившимся в России, но
работавшим во Франции и США братьям Певзнер — Антону (1886—1962) и Науму
(псевдоним — Наум Габо, 1890—1977). Их произведения
принципиально неизобразительны. Замысловатые фигуры из
металла, стекла, пластика, нейлона воплощают эстетику промышленного века.
Монументальные конструкции Певзнеров весьма органично дополняют современную
архитектуру.
Логическим развитием принципов конструктивизма стала в
послевоенные годы кинетическая (движущаяся) скульптура — от «мобилей»
Александра Колдера (1898—1976) до «монохронодинамических» композиций Никола Шоффера
(родился в 1912 г.) с элементами робототехники.
С большой долей условности термин «скульптура» можно
применить к произведениям представителей дадаизма, поп-арта, концептуализма.
В продолжение тысячелетий искусством называлось творческое отображение
различных реалий материального или духовного мира (этот принцип сохранён и
многими направлениями авангарда); здесь же все усилия авторов направлены на
то, чтобы возмутить, шокировать или озадачить зрителя. Таковы различного рода
ассамбляжи — конструкции из случайных предметов в самых немыслимых
сочетаниях, китч (нем. Kitch — «дурной вкус») — нарочито грубые, кустарного
стиля поделки поп-артистов или «грандиозные» акции художников «земляного
искусства» (англ. land art) 60— 70-х гг. XX столетия (например, «Комплекс-I»,
сооружённый из земли, стальных и бетонных конструкций американцами Робертом Смитсоном
и Майклом Хейзером в штате Невада в 1972 г.). |