В первой половине XVIII в.
скульптура, не имевшая в России давних традиций, развивалась медленнее других
видов изобразительного искусства. Все крупнейшие скульпторы того времени были
иностранцами.
В 1716 г. в Россию из Парижа приехал итальянец Бартоломео
Карло Растрелли (1675—1744) — архитектор и скульптор. В 1723—1729 гг. он
создал замечательный бюст Петра I, передающий волевой и страстный характер
императора-преобразователя. Известны и другие скульптурные портреты Петра и
его приближённых работы Растрелли. Конный памятник императору (1720— 1724
гг.), отлитый в бронзе после его смерти, по указу Павла I был установлен в
1800 г. у ворот Михайловского замка в Петербурге.
Позже, в 1732—1741 гг., Б. К Растрелли создал скульптурную
группу, изображающую императрицу Анну Иоанновну с арапчонком в натуральную
величину. Автор противопоставил монументальную фигуру императрицы и изящную,
лёгкую, переданную в движении фигурку мальчика-пажа. Современному зрителю
такое сопоставление кажется карикатурным, но оно не было направлено на
осмеяние царствующей особы. Напротив, оно подчёркивало в духе барокко идею
величия монарха.
Во второй половине XVIII в. в России появились свои
мастера, получившие образование в Академии художеств и за границей.
Федот Иванович Шубин (1740— 1805), очень популярный
скульптор, выполнял множество заказов.
В 1773 г. он был избран в члены Академии художеств. Среди
его работ особенно привлекательны женские образы. В портрете М. Р. Паниной
(середина 70-х гг.) уже стареющая, но ещё красивая женщина, гордая и
независимая, представлена в простом домашнем платье, украшенном бантом и
кружевами. Гладкая кожа, мягкие, свободные складки одежды, мастерски
выполненные локоны и цветы на голове необыкновенно естественны.
Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр.
Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придаёт
скульптуре особую живость и выразительность.
Таков официальный портрет императора Павла I, существующий
в трёх вариантах — в бронзе (1798 и 1800 гг.) и в мраморе (1800 г.). Монарх
изображён в парадной одежде, с орденами, однако с изменением точки зрения его
облик тоже меняется буквально на глазах у зрителя — от сурового до комичного,
от мечтательного до жалкого, что в полной мере соответствовало характеру императора.
В конце XVIII — начале XIX в. публика предпочитала
скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Портретист
Шубин почти не имел заказов и умер в бедности.
Михаил Иванович Козловский (1753—1802) в своём творчестве
обращался в основном к античной мифологии и библейским преданиям. Среди его
персонажей были «Аякс, защищающий тело Патрокла» (1796 г.), «Геркулес на
коне» (1799 г.) и др. Статуя «Самсон, разрывающий пасть льва» (1800— 1802
гг.) украшала Большой каскад фонтанов в Петергофе, символизируя победы России
над Швецией. Оригинальная работа Козловского погибла во время Второй мировой
войны и была восстановлена реставраторами.
Самое известное произведение Козловского — памятник
полководцу Александру Васильевичу Суворову на Марсовом поле в Петербурге
(1799—1801 гг.). В руках у него меч и щит с российским гербом, на голове
античный шлем, тело облачено в средневековые латы. В этом могучем герое
довольно трудно узнать Суворова, который не отличался ни большим ростом, ни
богатырским телосложением. Но скульптор и не стремился передать портретное
сходство. В духе классицизма он создал обобщённый, идеальный образ, в котором
соединяются сила и изящество.
Феодосий Фёдорович Щедрин (1751 — 1825) являлся
представителем династии художников: его старший брат Семён и сын Сильвестр
были пейзажистами.
Щедрин — один из немногих русских скульпторов того
времени, умевших изображать обнажённое тело в мраморе. Статуи «Венера» (1792
г.), «Диана» (не позднее 1798 г.), а также исполненные для петергофских фонтанов
«Нева» (1804 г.) и «Сирены» (1805 г.) воплощают античный идеал женской
красоты.
Мастер прославился благодаря скульптурным украшениям на
здании Адмиралтейства в Петербурге, перестроенном по проекту А. Д. Захарова.
Но этот ансамбль относится уже к XIX в. — не только по времени создания, но и
по стилю.
|