Эмиль Антуан Бурдель родился на юге Франции в городе Монтобане.
Его отец был столяром, дядя — каменотёсом, один дед — пастухом, другой —
ткачом. Через много лет, став скульптором, Антуан Бурдель сказал: «Я леплю на
простонародном наречии».
Городской муниципалитет послал талантливого юношу учиться
в Школу изящных искусств в Тулузе, а затем в Париж. Однако академические
правила тяготили Бурделя. Вскоре он покинул школу, лишившись стипендии, и
начал поиски новых учителей. Так произошла его встреча со скульптором Жюлем Далу
(1838—1902). Возможно, именно Далу представил своего ученика знаменитому
мастеру Огюсту Родену. Примерно с 1890 г. начались их многолетняя дружба и
сотрудничество. Вначале Бурдель лишь учился у Родена, вникая в особенности
его техники и видения формы. Затем, завоевав доверие мастера, он получил
право переводить гипсовые и глиняные модели в мрамор и бронзу. Именно через
руки Бурделя прошла отливка скульптурной композиции «Граждане Кале»: он
принимал изготовленные фрагменты памятника перед установкой в 1895 г. Молодой
скульптор участвовал также в создании памятника Бальзаку. Работы этого
периода несут печать роденовского стиля: пластичность, стихийность,
чувственность.
Вскоре после знакомства с Роденом Бурдель получил от
муниципалитета родного города заказ на памятник павшим во франко-прусской
войне 1870—1871 гг. жителям департамента Тарн-и-Гаронна. В 1902 г. «Памятник
павшим» (1893—1902 гг.) был открыт на центральной площади Монтобана. Могучий
воин в отчаянии взмахивает обломком сабли, за его спиной падает на землю
другой солдат. Над ними взмывает вверх фигура, изображающая Победу, с древком
знамени в руках. В первом самостоятельном монументе сразу обозначилось
стремление Бурделя к героизации образов и монументальности.
В 1900 г. мастер создал скульптуру «Голова Аполлона»,
противопоставив стихии чувств разум и равновесие. Начался период его
увлечения древнегреческой скульптурой. Это произведение — не копия, не
попытка воспроизвести архаические оригиналы, а глубоко личное переживание
античности, представление о ней, возникшее у художника при чтении строк
древнегреческого поэта Гомера.
За Аполлоном последовал ряд статуй, воплотивших античные
образы. Скульптура «Геракл, стреляющий из лука» (1909 г.) принесла Бурделю
первое признание публики и была высоко оценена его наставником Роденом.
Геракл гибок и напряжён, как пружина. Бронзовая фигура лучника напоминает
статую «Дискобол» древнегреческого мастера Мирона. Кажется, что в этой
скульптуре отразилась фраза самого Бурделя: «Уравновешенная
неуравновешенность — вот чудесная вещь».
В 1912 г. Бурдель закончил статую Пенелопы, терпеливой
супруги Одиссея. Похожая на колонну древнего храма, эта статуя словно символ
устойчивости и равновесия. Она олицетворяет собой всепобеждающую женскую
силу.
Бурдель покинул Родена в 1908 г. Ученик освободился от
влияния учителя. Роден, бюст которого в 1909 г. изваял Бурдель, похож на
весёлого и хитрого бога Пана (этого мифологического персонажа скульптор
создал в следующем году, внеся в образ лесного бога оттенок гротеска).
Все последующие работы Бурделя говорят о том, что он искал
в скульптуре закономерности, свойственные архитектуре. Вскоре у мастера
появилась возможность попробовать силы в оформлении архитектурного
сооружения. Богатый финансист Габриэль Тома, поклонник искусств и обладатель
нескольких работ Бурделя, в 1911 г. начал строительство здания театра на
Елисейских Полях в Париже.
Удачными оказались две композиции Бурделя 1912 г.,
предназначенные для простенков между окнами первого и второго этажей боковых
фасадов. «Танец» навеян выступлениями известных танцовщиков Айседоры Дункан и
Вацлава Нижинского (они гастролировали тогда в Париже). «Музыка» создана
скульптором под впечатлением от барельефов античного памятника — «Трона Людовизи».
В год завершения этих композиций Бурдель получил заказ от
правительства Аргентины на возведение памятника национальному герою —
генералу Альвеару, возглавившему борьбу страны за освобождение от испанского
владычества. Бронзовый конный монумент был готов в 1917 г. В течение восьми
лет — с 1912 по 1920 г. — скульптор работал над четырьмя аллегорическими
фигурами для постамента — Силой, Победой, Красноречием и Свободой. Памятник
аргентинскому герою стал для Бурделя новым этапом в творчестве. У него спокойная,
уравновешенная композиция, свойственная произведениям античности или эпохи
Возрождения.
В 10-х гг. XX столетия Бурдель стал популярен в Париже. Он
участвовал вместе с Роденом в организации скульптурной школы, а с 1909 г. и
до самой смерти преподавал в частной парижской художественной школе Гранд Шомьер.
В начале 20-х гг. прошли персональные выставки Бурделя в странах Европы и по
всему миру. Его называли первым скульптором Франции. У мастера появилось
огромное количество заказов, среди которых не было ни одного от французского
правительства. Правда, в 1919 г. скульптора наградили орденом Почётного
легиона, но он так и не получил приглашения преподавать в Парижской академии
изящных искусств.
В последнее десятилетие жизни Бурдель завершил выдающийся
памятник, посвященный окончанию Первой мировой войны, — «Франция,
приветствующая иностранные легионы» (теперь он называется «Франция», 1925
г.).
Последней работой мастера стал памятник польскому
поэту-романтику Адаму Мицкевичу (1909— 1929 гг.). Монумент был заказан в 1908
г. и закончен через двадцать лет. Его установили в год смерти скульптора на
одной из площадей Парижа. Статуя поэта-странника, похожего на проповедника,
оказалась единственной работой Антуана Бурделя, которую приняла французская
столица.
|