На рубеже
XIX—XX вв. скульптура в России переживала такое же обновление, как и другие
виды искусства.
Сформировалось новое поколение скульпторов, которые
противостояли внешне правдивому, а по существу унылому, описательному
псевдореалистическому направлению. Теперь предпочтение отдавалось не
тщательной детализации формы, а художественному обобщению. Изменилось даже
отношение к поверхности скульптуры, на которой сохранялись следы пальцев или
стеки мастера. Кажущаяся незаконченность произведений, разорванные или,
напротив, текучие линии отразили стремление ваятелей воссоздать живую натуру.
Испытывая интерес к особенностям материала, они часто отдавали предпочтение
дереву, природному камню, глине и даже пластилину. В то же время возросло внимание
к мелкой пластике, к «кабинетной» скульптуре, которая должна была не просто
украшать интерьер, но стать органичной частью единого ансамбля в рамках
важнейшей для модерна идеи синтеза искусств.
ПАВЕЛ ТРУБЕЦКОЙ
(1866—1938)
Павел Петрович (Паоло) Трубецкой — один из наиболее ярких
представителей импрессионизма в скульптуре. Художник и историк искусства
Александр Бенуа назвал его «самым свободным, самым смелым и наименее
официальным из русских художников».
Сын русского дипломата и американской пианистки, Трубецкой
родился и вырос в Италии. Он рано обнаружил интерес к скульптуре, но
законченного художественного образования так и не получил.
Свои ранние работы Трубецкой создал в Италии. В 1890 г.
мастер удостоился первой премии за проект памятника Джузеппе Гарибальди в
Милане. А через семь лет пришло приглашение из России от директора
Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он предложил Трубецкому
преподавать в училище скульптуру. К московскому периоду относятся такие
работы мастера, как «Московский извозчик» (1898 г.), «Лев Толстой на лошади»
(1900 г.), «Девочка с собакой» (1901 г.).
В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт-Петербург, где
участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства». Вскоре
он был приглашён участвовать в конкурсе проектов памятника Александру III
на Знаменской площади и неожиданно для всех победил. Трубецкой за неделю
вылепил глиняную модель конного монумента в реальном масштабе (высотой вместе
с пьедесталом около девяти метров). Для этой статуи мастеру позировал
фельдъегерь Павел Пустов, грузным телосложением напоминавший царя. Многие
члены императорской фамилии были против установки памятника, считая его
карикатурой. Сам же скульптор шутил: «Моя цель — изобразить одно животное на
другом». Лишь благодаря неожиданному благоволению вдовствующей императрицы,
умилившейся портретному сходству, работу было дозволено довести до конца.
Отливка памятника в бронзе продолжалась более полутора лет. Открытие
монумента состоялось 23 мая 1909 г.
С 1906 г. скульптор жил в основном за границей. Однако он
часто приезжал в Россию, где выставлял свои произведения вплоть до Первой
мировой войны. Тогда он создал портреты скульптора Огюста Родена, писателей
Анатоля Франса и Бернарда Шоу. В 1914 г. Трубецкой отправился в Америку, где
продолжал работать над портретными миниатюрами, выполнял статуэтки индейцев
и ковбоев. В Сан-Франциско по его проекту был создан памятник Данте (1919
г.). Затем, в 20-х гг., мастер переехал в Италию и жил там до конца своих
дней. Одна из последних крупных работ Трубецкого — статуя композитора Джакомо
Пуччини для миланского оперного театра «Ла Скала». |