Сергей Тимофеевич Конёнков по происхождению крестьянин. Он
родился в деревне Нижние Караковичи Смоленской губернии. В 1892— 1896 гг.
учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, после окончания
которого отправился в командировку за границу — в Германию, Францию и Италию.
По возвращении молодой скульптор продолжил образование уже в Академии
художеств в Санкт-Петербурге.
В своём творчестве Конёнков прошёл периоды увлечения
творчеством Микеланджело, античностью, народной деревянной скульптурой. Его
первое крупное произведение — дипломная статуя «Самсон, разрывающий узы»
(1902 г.) — по замыслу близко к «Скованному рабу» Микеланджело. Работа
вызвала возмущение Совета академии. «...Обострённая экспрессивность и
динамика моей скульптуры ничего общего не имела с установками академии,
предпочитавшей „тишь да гладь" — жанровость сюжетов, привычность, вылизанность
форм... — вспоминал мастер. — Академистов смущало, что я нарушил обычные
пропорции. Они „вершками" измеряли мою работу, не вникая в её смысл. Я
неплохо знал анатомию и в тех случаях, когда „нарушал" её, делал это
сознательно, по праву творца на художественную гиперболу».
Работая над сказочными и фольклорными образами, знакомыми
ему с детства, Конёнков обращался к необычным материалам, например к
инкрустации дерева цветным камнем. С неистощимой фантазией создавались
добродушный «Старичок-полевичок» (1910 г.), хитровато-озорные «Лесовик» (1910
г.) и «Пан» (1915 г.), устрашающие персонажи языческой славянской мифологии «Стрибог»
(1910 г.) и «Великосил» (1909 г.) и др. По существу, то, что до сих пор
находило воплощение лишь в кустарной резьбе, игрушках и произведениях
прикладного искусства, Конёнков увеличил до крупных форм. В нём словно
соединились два таланта — скульптора-профессионала и народного умельца.
Античная тема в творчестве мастера началась со знаменитой
работы «Нике» (1906 г.) — женского образа под именем греческой богини победы.
В 1912 г. Конёнков отправился в Грецию и Египет. Появились оригинальные полупортреты-полуаллегории
в мраморе: «Эос», «Кора» (обе 1912 г.) и другие, созданные под впечатлением
от путешествия. Это влияние сказалось и в резко возросшем интересе Конёнкова
к передаче обнажённого тела. Он высек в мраморе замечательные статуи
(например, «Сон», 1913 г.), вырезал из дерева «Девушку с поднятыми руками»
(1914 г.).
Конёнков достиг больших успехов как мастер-портретист. Его
творения в этом жанре отличаются многообразием и неоднозначностью
характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру. Он
создал бюсты писателя А. П. Чехова (1908 г.), книгоиздателя П. П. Кончаловского
(1903—1904 гг.) и многие другие скульптурные портреты.
Особое место в творчестве Конёнкова занимала тема музыки.
Одним из его любимых персонажей был Никколо Паганини. Мраморный портрет
выдающегося итальянского композитора и скрипача мастер выполнил в 1908 г.
Конёнков восхищался творениями Иоганна Себастьяна Баха и долго, мучительно
искал тот пластический образ, который смог бы передать величие гения и
глубину его произведений. И вот однажды (было это в 1910 г.) в куске мрамора,
стоявшем в углу мастерской, скульптор, но его словам, вдруг увидел лицо Баха.
Он водрузил глыбу на станок и много часов без перерыва работал над портретом.
«Мой резец словно вела его музыка», — рассказывал Конёнков.
После Октября 1917 г. мастер участвовал в осуществлении
плана монументальной пропаганды, создав в 1918 г. мемориальную доску «Павшим
в борьбе за мир и братство народов» и скульптурную группу «Степан Разин со
своей ватагой», а также занимался преподавательской деятельностью. Конёнков —
автор книги воспоминаний «Мой век», неоднократно переиздававшейся. В Москве
после его смерти был открыт Музей-мастерская скульптора. |