В 1862 г.
Совет Санкт-Петербургской академии художеств принял решение уравнять в правах
все жанры, отменив главенство исторической живописи. Золотую медаль теперь
присуждали независимо от темы картины, учитывая только её достоинства. Однако
«вольности» в стенах академии просуществовали недолго.
В 1863 г, молодые художники — участники академического
конкурса подали прошение «о дозволении свободно выбирать сюжеты тем, которые
сего пожелают, помимо заданной темы». Совет академии ответил отказом. То, что
произошло дальше, в истории русского искусства называют «бунтом
четырнадцати». Четырнадцать учеников исторического класса не пожелали писать
картины на предложенную тему из скандинавской мифологии и демонстративно
подали новое прошение — о выходе из академии. Оказавшись без мастерских и без
денег, бунтари объединились в своеобразную коммуну — Артель художников,
которую возглавил живописец Иван Николаевич Крамской. Артельщики принимали
заказы на исполнение различных художественных работ, жили в одном доме,
собирались в общем зале для бесед, обсуждения картин, чтения книг.
В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова
возникло новое, не зависящее от академии объединение — Товарищество передвижных
художественных выставок. Эта организация устраивала ежегодные выставки,
показывала их в разных городах России и распределяла доходы между членами
Товарищества.
Душой и идеологом объединения был И. Н. Крамской. Он
считал: «...только уверенность, что труд художника нужен и дорог обществу,
помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами».
Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и
прежде всего о русской жизни, — реалистическое искусство. Быть верным
действительности для художника-реалиста означало не только точно
воспроизводить узнаваемые подробности быта, обстановки, одежды, но и
передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли
задуматься над общественными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и
обездолен.
С Товариществом передвижных выставок были связаны почти
все заметные художники-реалисты 70—80-х гг. К середине 90-х гг. Товарищество
утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло сорок пять выставок; последняя,
сорок восьмая, была устроена в 1923 г.
ВАСИЛИЙ ПЕРОВ
(1834—1882)
Василий Григорьевич Перов вначале учился в Арзамасской
школе живописи, а потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. В 1861 — 1862 гг. появились одно за другим три жанровых полотна,
сделавших Перова самым популярным художником 60-х гг. За «Проповедь в селе»
(1861 г.) Академия художеств присудила ему Большую золотую медаль, которая
давала право на заграничную поездку.
В картине «Проповедь в селе», созданной в год отмены
крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и
помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой
указывает вверх, а другой — на задремавшего в кресле помещика, толстенького,
неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она
увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо какой-то холёный господин. Левее
стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорчённо и
недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога.
Картина читается, как рассказ, причём рассказ очень простой, прямолинейный.
Богатые господа и лицемерный священник, им угождающий, изображены явно
сатирически.
«Сельский крестный ход на Пасхе» (1861 г.), вызвавший у
одной части публики негодование, а у другой — восторг, продолжил
обличительную линию в творчестве Перова. Из кабака вываливаются пьяные
участники праздничного шествия во главе со священником, и зрителя приглашают
разглядывать фигуру за фигурой. Хмурый пейзаж усиливает ощущение
беспросветного мрака, грязи, тоски. В картине нет улыбки, юмора, насмешки,
есть лишь предельная серьёзность.
На полотне «Чаепитие в Мытищах» (1862 г.) разжиревший,
самодовольный монах пьёт чай за столиком на свежем воздухе. Он не замечает
стоящих рядом нищих — босоногого мальчика и солдата, калеку с боевой наградой
на старой шинели. Его грубо отталкивает от стола прислужница.
В картинах, которые Перов написал, вернувшись из
заграничной командировки 1862—18б4 гг., звучит то же настроение скорбного
сочувствия. Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини «Проводов
покойника» (1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный
пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном
холодном мире. Персонажи картины «Тройка. Ученики мастеровые везут воду»
(1866 г.), изображающей детей, впряжённых в сани с огромной обледенелой
бочкой, вызывают ещё большее сострадание у зрителя. Столь же печален сюжет,
мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких, как
«Утопленница» (1867 г.) и «Последний кабак у заставы» (18б8 г.).
Портреты, которые Перов создал в конце 60-х — начале 70-х
гг., традиционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом художник стремился
как можно точнее передать и внешний облик, и особенности личности героя.
Портрет драматурга Александра Николаевича Островского (1871 г.) слегка
напоминает жанровое полотно. Островский изображён в домашней одежде; он
внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор.
Фёдор Михайлович Достоевский (1872 г.) показан иначе. Руки
сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых пальцев, но, в
сущности, обращён внутрь себя (в этот период писатель работал над романом
«Бесы»). В облике Достоевского подчёркнута почти болезненная напряжённость.
Жанровые картины охотничьей серии Перова свободны от
серьёзной идейной или социальной нагрузки.
Перов изображал ничем не примечательных людей, поглощённых
любимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870 г.), рассказывают и
слушают охотничьи истории («Охотники на привале», 1871 г.). Позы, жесты и
мимика этих героев кажутся немного нарочитыми.
Перов превосходно отразил в созданных им произведениях
нравы и типы, взгляды и интересы своей эпохи. Его творчество оказало влияние
и на современное, и на последующие поколения художников.
|