Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до
сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой
судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из заповедной глубины
России: родился в Вятской губернии и в Вятке провёл детство — среди подлинно
русской природы и живого фольклора. Его отец был сельским священником, а
религиозная среда прочно сохраняла традиционные мировоззрение и уклад жизни.
Когда Васнецов учился в Петербурге (сначала в Рисовальной
школе, потом в Академии художеств), он много раз иллюстрировал книги. Эта
работа оказалась для него необычайно полезной. То Васнецову попадается книга
об Оружейной палате — и художник, сделав точные изображения старинного
оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то он иллюстрирует
сказки в народном духе — и получается как бы первая репетиция будущих картин.
Однако общее течение современной художественной жизни не
благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил бытовой жанр, и
ранние работы Васнецова были именно такими.
Известность художнику принесла картина «После побоища
Игоря Святославича с половцами» (1880 г.). Необычен и смел сам её замысел:
показать не события, а образ, суть «Слова о полку Игореве». Половцы победили,
и дерущиеся за мертвечину стервятники не дают забыть о страшной цене, которую
заплатило русское воинство. Но павшие не выглядят побеждёнными. Спокойная
мощь видна в фигуре богатыря в левой части картины; прекрасный юноша со
стрелой в груди как будто спит, почти иконописное лицо его спокойно и
сосредоточенно.
Критика и публика встретили эту картин}неодобрительно:
очень многое было в ней непривычно. К тому же перемена творческого облика
Васнецова казалась нелепой причудой. Однако художник уже нашёл свою тему в искусстве
и бросать её не собирался. За первой картиной последовали полотна «Алёнушка»
(1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Иван-царевич на сером волке»
(1889 г.) и др.
Самое знаменитое произведение Васнецова — «Богатыри» (1881
— 1898 гг.). Любой зритель свободно назовёт всех троих по именам, а ведь это
совсем не иллюстрация к известному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня
Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего порознь). Однако ни у кого не
возникает сомнения, что в центре — Илья Муромец. Он воплощает силу, истоки
которой — в русской земле.
У Ильи с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за
меч. Палица у древних воинов предназначалась только для смертельной схватки,
меч же не просто оружие, а
древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни, наверное,
меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что в старину называли «вежеством»:
душевная ясность, благородство. У Алёши Поповича в руках лук — не богатырское
оружие: из него убивают не в рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит он
искоса: такой хитростью не побрезгует и добычи не упустит. Васнецов настолько
глубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить богатырей
по-другому.
Заслуга Васнецова заключается в том, что он напомнил ещё
об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мир
вокруг человека. Он вернул живописным полотнам многоцветность, которая у
других передвижников порой исчезала за серо-коричневой гаммой грязных трущоб
и нищенских лохмотьев. Его матовые тона и приглушённые цветовые пятна,
декоративность и связанная с фольклором символика оказали влияние на
художников русского модерна. |