Владимир Лукич Боровиковский был родом из малороссийского
городка Миргорода (Украина). Начинал он как иконописец. Боровиковский не
учился в Академии художеств, но пользовался советами и покровительством
своего земляка Левицкого.
Боровиковский предпочитал камерный портрет и даже портрет
в полный рост порой исполнял как камерный. Так, на полотне «Екатерина II на
прогулке в Царскосельском парке» (1794 г., второй вариант — начало 10-х гг.
XIX в.) императрица изображена не в парадном платье, а в простом голубом
капоте с тростью в руке. В модели трудно узнать императрицу — перед зрителем
обыкновенная пожилая женщина, прогуливающаяся с собачкой. За портрет
императрицы Боровиковскому было присуждено звание академика.
В творчестве Боровиковского отразились черты модного в
конце XVIII столетия сентиментализма.
На портрете М. И. Лопухиной (1797 г.) мечтательная поза,
уединение героини и окружающий её пейзаж создают впечатление естественности,
непосредственности. Необычен фон картины: здесь и лесные деревья, и колосья,
и садовые цветы — розы и лилии. Это не конкретный уголок природы, а
обобщённый её образ, как и лёгкая грусть девушки — не печаль по какому-то
определённому поводу, а просто мечтательное состояние души. Она находит в
природе убежище от условностей светской жизни. Замечательны цветовые
сочетания и сопоставления: белое платье Лопухиной — и берёзовые стволы и
цветы лилии; голубой с золотом шарф, опоясывающий стан героини, — и васильки
среди золотистых колосьев; бледно-розовая шаль — и такого же оттенка розы на
мраморной подставке, как бы случайно оказавшейся у неё под рукой.
В портрете А. И. Безбородко с дочерьми (1803 г.) Боровиковский
подчёркивает любовь и взаимную привязанность персонажей. Мать обнимает
дочерей, а те льнут к ней. Младшая держит в руке миниатюрный портрет брата,
висящий на груди матери. Таким образом, и этот член семьи представлен на
портрете. Без сомнения, о нём помнят и его любят так же, как и дочерей.
Ещё один удачный пример семейного портрета — сёстры
Гагарины (1802 г.). Изображённые на условном пейзажном фоне девушки
музицируют: младшая играет на гитаре, старшая готовится петь.
XVIII век угасал медленно. Многие художники, творчество
которых завершало историю искусства этого столетия, жили, а некоторые из них,
в частности Дж. Кваренги, Ф. Ф. Щедрин и В. Л. Боровиковский, продолжали
работать в начале XIX в. Однако они уже не играли определяющей роли в
развитии искусства XIX в. — их сменили новые мастера.
|