К XVII в. знания европейцев о мире значительно
расширились. Великие географические открытия предшествующих столетий:
открытие Америки (1492 г.), первое кругосветное путешествие (1519— 1522 гг.);
новые научно-философские представления — о том, что Земля вращается вокруг
Солнца, о бесконечности Вселенной — показали, как огромен и сложен мир.
В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли
существенные изменения. Во Франции утвердилась абсолютная монархия, тогда как
в Англии в результате буржуазной революции 1640—1660 гг. была провозглашена
парламентская республика. Феодальная Испания в это время переживала
экономический застой, от которого не уберегли даже доходы от огромных владений
в Америке, а маленькая буржуазная Голландия выдвинулась в число наиболее
развитых стран. В Центральной Европе складывалась обширная многонациональная
держава — будущая Австрийская империя. Германия же и основная часть Италии
оставались раздробленными на множество мелких, постоянно враждовавших
государств. К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части:
протестантскую и католическую. Это усложнило политические и культурные
взаимоотношения между государствами.
Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и
традициями эпохи Возрождения. Художники вновь
обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима).
Однако если мастера Возрождения ощущали себя прямыми преемниками и
продолжателями античных традиций, то в XVII в. древняя культура превратилась
в недосягаемый идеал, приобщение к которому только сильнее показывало
несовершенство современной жизни. Кроме того, в отличие от «универсальных
гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия сознательно замыкались в
рамках одного жанра.
Итальянское искусство в XVII в. уже не было единственным и
безоговорочным авторитетом. В ряде европейских стран возникли самобытные
национальные художественные школы, нисколько не уступавшие итальянской. Но
всё же некоторые важные принципы были общими для всех. Один из них — синтез
искусств, т. е. создание единого произведения выразительными средствами
разных видов искусств. В дворцовых или храмовых ансамблях гармонично
сочетались архитектура, живопись и декоративное убранство.
Ещё в эпоху Возрождения начали проектировать города по
регулярному (правильному) плану. В XVII в. градостроители в крупнейших
европейских столицах (прежде всего в Риме и Париже) стали связывать площади и
ведущие к ним хаотично застроенные средневековые улицы в единое целое.
В XVII столетии в Европе сложилось два новых стиля —
барокко и классицизм, которые охватили все виды художественного творчества:
литературу, музыку, театр, архитектуру и изобразительное искусство.
ИСКУССТВО ИТАЛИИ
На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца
XVII в. оказывала воздействие Контрреформация — движение в католическом
богословии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным
оружием Контрреформации стала инквизиция — не подчинявшиеся светским властям
церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Однако, наблюдая
распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви
призывали защищать позиции католицизма, не преследуя протестантов, а создавая
новую систему духовного воспитания человека. В 1555 г. Папа Римский Павел IV
объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание
способно воспринять только через мистическое (сверхъестественное) озарение,
которое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах,
привести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к
познанию истины и воссоединению с Богом.
Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко,
сложившегося в Италии в 80-х гг. XVI в., и определили основные его черты.
Эмоциональная выразительность, масштабность и насыщенность движением,
сложность композиционных решений — всё это призвано было создать у зрителя
особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco — «странный»,
«причудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его
глубинного смысла.
|