XX столетие
не только принесло художникам невиданные ранее возможности (прежде всего
технические), но и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир. Уже
в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового
времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили
поддержкой человеку. Теперь он сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн
и тоталитарных режимов. Достижения прошлого казались бесполезными, и
человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в
первобытные времена (не случайно огромную популярность в XX в. приобрело
доисторическое и примитивное искусство). При этом одни наперекор всему искали
выход в продолжении культурной традиции прошлого, другие — в обретении
утраченных связей с природой, третьи — в научно-технической революции,
четвёртые — в нигилистическом самоутверждении... Всё это по-своему реализовалось
в искусстве.
Разнообразие направлений — характерная черта искусства XX
столетия. В первые его десятилетия многие мастера порвали со сложившимися
художественными традициями: появились различные направления авангарда (франц.
avant-garde — «передний край», «передовой отдел»). Однако далеко не все
модернисты жили отрицанием прошлого: в их творчестве существуют примеры
глубоко индивидуального и полнокровного претворения опыта искусства
античности и Возрождения. Авангард начала XX в. в большинстве случаев восставал
против традиционных форм, но был родствен классике тем, что также стремился
творчески воплотить черты материального или духовного мира, — недаром в
последнее время его наследие признаётся равноправной частью мирового
искусства. Сложнее обстоит дело с дадаизмом, а также поп-артом и другими
течениями 60—70-х гг., в которых пересматривались сами принципы творчества и
возможность диалога между художником и зрителем.
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО
АРХИТЕКТУРА
История современной архитектуры Запада писалась параллельно
с её становлением. Лучшие зодчие столетия одновременно были теоретиками —
исследователями и комментаторами процессов её развития. Очень часто именно
благодаря полемическому и пропагандистскому дару их новаторские идеи, которые
вначале не находили воплощения или реализовались в единичных постройках, всё
же обретали признание и получали распространение.
Технические открытия, новые материалы и конструкции
изменили методы строительства. Камень и дерево уступили место стали и
железобетону, алюминию и стеклу, а затем и пластмассам. На первых порах
научно-технические новшества использовались при возведении построек в духе
существовавших архитектурных норм и традиций. Но в конце концов они заставили
совершенно по-иному взглянуть на архитектуру. Зародившиеся в конце XIX в.
идеи рационализма и конструктивизма (когда архитектура прежде всего
ориентировалась на физические свойства материалов и конструкций, и всё это
находило отражение в форме здания) получили мощные стимулы и развились в
новое направление — функционализм. Внешний облик «функциональной» постройки
отражал не только её конструкцию, но и внутреннюю планировку, которая
определялась практическим назначением (функцией). Таким образом, если раньше
все элементы сооружения подчинялись форме, то теперь здание могло приобрести
форму в зависимости от назначения.
Термины «рационализм», «конструктивизм», «функционализм»
нередко употребляют как синонимы, причём определяют ими не направление или
стиль, а творческий метод.
Архитекторы-функционалисты разрабатывали проекты типового
жилищного строительства, возводили крупные жилые комплексы. Признавая только
утилитарность, т. е. пользу и целесообразность, функционализм считал
излишними декоративные мотивы, отвергал национальные традиции. Поэтому он
получил название международного (интернационального) стиля.
Разумеется, наряду с новыми течениями всегда существовали
и неоклассические, и такие, которые использовали традиции национальных школ.
Но в любом случае очевидна центральная мысль зодчих XX в.: воздействуя на
среду обитания человека, улучшая условия его жизни, архитектура может служить
средством справедливого обустройства общества. «Архитектура или революция» —
так решительно ставил проблему французский мастер Ле Корбюзье. Удобное
жилище, наполненное воздухом и светом, и столь же комфортабельные рабочие
места должны были сделать человека счастливым.
Стремясь наделить жильём огромное множество людей,
функционалисты искали наиболее экономичные способы возведения зданий из
деталей и конструкций промышленного производства. Поэтому формы построек
предельно упрощались. В основном они сводились к параллелепипеду (такие
здания часто называют «коробками»), реже — к сфере, цилиндру. Надо отметить,
что при массовом строительстве эти дома иногда оказывались не очень удобными,
так как проектировщики не всегда учитывали климатические особенности
местности, индивидуальные интересы жильцов, конкретные условия строительства.
И главное, такая архитектура ограничивала творческое начало. Но всё же лучшие
произведения архитектуры XX в. гармонично соединяют художественное творчество
с новыми техническими возможностями.
|