Жак Анж Габриель (1698—1782)
происходил из семьи известных французских архитекторов. Его отец, Жак
Габриель Пятый (1667— 1742), был придворным архитектором короля. В 1741 г.
сын занял его место. Жак Анж Габриель был также президентом Академии
архитектуры. Он работал только по королевским заказам, поэтому его можно
считать выразителем официального вкуса во французской архитектуре середины
XVIII в. Творчество Жака Анжа Габриеля не принадлежит в полной мере
неоклассицизму, хотя, конечно же, в нём отразились новые веяния.
Самые знаменитые проекты Габриеля созданы в 50-е гг. Среди
них здание Военной школы в Париже (1751—1775 гг.; ныне в нём размещается
Военная академия), замыкающее собой Марсово поле (площадь на левом берегу
Сены, во второй половине XVIII в. — место учений и парадов воспитанников
Военной школы), Французский павильон (1749— 1750 гг.) и роскошное, богато
украшенное помещение Оперы (1748— 1770 гг.) в Версале — резиденции
французских королей близ Парижа. Там же, в Версале, в 1762—1764 гг. Габриель
создал Малый Трианон, по праву считающийся шедевром архитектуры XVIII в.
Наиболее значительным произведением Жака Анжа Габриеля в
Париже стала площадь Людовика XV (ныне площадь Согласия). Король решил
устроить эту площадь в конце парка Тюильри, где был тогда огромный пустырь. В
1753 г. после конкурса, в котором участвовало множество архитекторов,
окончательный выбор пал на проект Габриеля. Сооружали площадь вплоть до 1775
г.
В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в.,
окружённых зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к
ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга —
набережная Сены. Лишь с северной стороны на площадь выходят здания дворцов. В
центре располагалась конная статуя Людовика XV работы скульптора Эдма Бушардона.
В годы Великой Французской революции (1789—1799 гг.) статую короля снесли. В
1793 г. в центре площади была установлена гильотина: здесь проходили казни. В
1836 г. место гильотины занял египетский обелиск, сохранившийся до наших
дней. Этот обелиск высотой двадцать три метра, стоявший ранее в храме фараона
Рамсеса II в Фивах, подарил Франции египетский паша Мехмет-Али. Позднее в
торце улицы Рояль, проложенной между зданиями дворцов, была возведена церковь
Мадлен (1806— 1842 гг.). Хотя она и не принадлежит к ансамблю площади, но
включается в него так же, как здание Бурбонского дворца (1722—1727 гг.,
портик — 1804—1807 гг.; ныне Палата депутатов), расположенное на другом
берегу Сены напротив церкви Мадлен. Ось между этими зданиями,
перпендикулярная оси самой площади, завершает один из красивейших городских
ансамблей в Европе.
В работах Жака Анжа Габриеля чувствуется наступление новой
эпохи в истории архитектуры. Его творчество повлияло на всё последующее
развитие французского неоклассицизма.
Архитектурным центром этого стиля во Франции был Париж.
Здесь работали все крупнейшие мастера того времени, создавшие лучшие
постройки. Самой значительной среди них была церковь Святой Женевьевы,
возведённая Жаком Жерменом Суфло. Здесь же в 1739 г. Жак Франсуа Блондель
(1705—1774) основал архитектурную школу, в которой учились многие выдающиеся
мастера той эпохи.
Одним из учеников Блонделя был Шарль де Вайи (1729—1798).
Самое известное сооружение де Вайи — парижский театр Одеон (1779— 1782 гг.),
созданный в соавторстве с Мари Жозефом Пейром (1730— 1785). Слово «одеон»
возникло в
Древней Греции и обозначало место, где проходили
музыкальные представления, состязания. Здание Одеона в Париже вначале
предназначалось для театра «Комеди Франсез» (французской комедии), позднее
здесь стали устраивать не только спектакли, но и концерты, балы. Полукруглый
зал помещён почти в кубическую «коробку» здания с аркадами. Театр увенчан
пирамидальной крышей. Украшением главного фасада служит мощный портик с
восемью колоннами.
В Париже построено множество прекрасных зданий в стиле
неоклассицизма — и рынок зерна (1763— 1767 гг., архитектор Никола Лекамю де Мезьер),
купол которого по величине почти равен куполу древнеримского Пантеона, чей
диаметр сорок три метра; и поражающий своими размерами Монетный двор
(1768—1775 гг., архитектор Жак Дени Антуан), чей фасад растянулся
вдоль набережной Сены более чем на триста метров; и отель Сальм
(1782—1785 гг., архитектор Пьер Руссо; ныне дворец Почётного Легиона), и др.
Но самым знаменитым сооружением Парижа после церкви Святой Женевьевы в конце
XVIII в. стала Школа хирургии, построенная архитектором Жаком Гондуэном
(1737—1818).
В здании Школы хирургии (1769—1775 гг.) особенно интересен
анатомический театр (помещение, где препарируют трупы). Это сооружение в
форме античного амфитеатра (овальной арены, вокруг которой расположены
места для зрителей), как бы соединённого с древнеримским Пантеоном (зал
увенчан полукруглым куполом с полукруглым окном наверху). Обращенный к улице
фасад Школы представляет собой триумфальную арку с расходящимися от неё в обе
стороны колоннами. Рельеф на фасаде изображает Людовика XV, отдающего приказ
о строительстве Школы хирургии; его окружают больные и древнеримская богиня
Минерва (покровительница искусств и ремёсел), а Гений архитектуры
представляет ему проект. Дворовый фасад выполнен в виде гигантского портика.
|