Джон Констебл родился и вырос в деревне Ист-Бергхолт,
расположенной в живописной Дедхемской долине на юго-востоке Англии. Целые дни
он проводил на принадлежавшей его отцу мельнице, которая стояла на реке Стур,
а в свободное время рисовал.
В 1795 г. Констебл сделал первую попытку стать
профессиональным художником: уехал в Лондон, работал в гравёрной мастерской,
но успеха не достиг. Он возвратился домой и через четыре года вновь
отправился в столицу. Удача улыбнулась молодому человеку — Констебл поступил
в школу при Королевской академии искусств. В 1802 г. в академии была впервые
выставлена его работа, названная «Пейзаж».
Живя постоянно в Лондоне, Констебл каждое лето приезжал в
родные места и много работал с натуры. Он был первым художником XIX в., в
творчестве которого этюд не менее важен, чем законченная в мастерской
картина. Констебл писал маслом маленькие этюды, на которых показывал знакомые
ему с детства места.
Художник создал серию видов реки Стур, неоднократно
изображал стоявшую на ней мельницу. Возможно, это место, овеянное
воспоминаниями о прошлом, казалось ему воплощением жизненной устойчивости и
истинности бытия, связанного с природой. В таких работах, как «Мельничный
поток» (1811 г.), «Плотина и мельница в Дедхеме» (1820 г.), Констебл
предстаёт смелым и независимым мастером. Накладывая краски густыми выпуклыми
мазками, он отказался от тщательно выписанных деталей и эффектного освещения,
впервые использовал чистые зелёные цвета разных оттенков. «Помни, что лучший
твой наставник и первый руководитель — природа, — говорится в одном из писем
Констебла. — Учись у неё».
В 20-е гг. художник продолжал писать этюды с натуры,
перерабатывая их затем в выставочные полотна, в которых он пытался сохранить
свежесть натурных впечатлений и одновременно стремился к большей
законченности. За одну такую картину — «Белая лошадь» (1819 г.) — Констебл
получил звание академика, правда, случилось это лишь через десять лет после
того, как полотно было создано и выставлено в академии.
Этюд «Телега для сена» (1821 г.) Констебл повторил в том
же году в большой картине: он изобразил уже знакомую зрителю мельницу, мимо
которой бежит речной поток, пропадая в лесной глуши. Написанный с натуры этюд
несёт ощущение свежести и непосредственности восприятия. Он выполнен
свободно, краски положены густо и неровно, в нём много неба, воздуха, воды.
Кажется, что можно услышать шум реки и шелест листьев. Законченный вариант
выглядит суше, здесь нет свободы кисти, так как художник стремился к точной
передаче деталей и завершённости композиции.
Работы Констебла привлекли внимание французского художника
Теодора Жерико, который побывал в Англии в начале 20-х гг. Вернувшись в
Париж, он рассказал о потрясении, которое пережил, увидев полотна Констебла.
В результате один французский торговец картинами приобрёл у мастера три
работы. Сначала они были выставлены у торговца, а затем в 1824 г. в парижском
Салоне. Французские художники и любители искусства пришли в восхищение от
этих пейзажей. Констебл получил золотую медаль Салона.
Одно из лучших произведений позднего периода творчества
Констебла — «Стокбай Нейленд» (1836 г.). Здесь мастер изобразил деревушку по
соседству с его родной деревней, людей, лошадь, запряжённую в телегу, и
уходящую в чащу леса дорогу. Масштаб персонажей картины несоизмерим с
масштабом природы — с бескрайним облачным небом и бесконечным сельским
пейзажем. Картина удивительно передаёт ощущение летнего полдня, когда в поле
царит яркое солнце, а лесная чаща манит прохладной тенью.
Творчество Джона Констебла до XX столетия оставалось
незамеченным на родине, но оказало огромное влияние на развитие французской
живописи. Французские мастера XIX в. собирали его полотна, изучали их,
восторгались живописной техникой и полностью разделяли преклонение
английского пейзажиста перед Природой. |