В живописи
Англии главенствующее положение сохранила академическая школа. Неглубокие, слащавые,
с надуманными сюжетами работы членов лондонской Королевской академии искусств
пользовались большой популярностью у невзыскательной викторианской публики.
Однако на протяжении второй половины XIX столетия академия не дала ни одного
интересного художника.
Наиболее ярким явлением той эпохи стало творчество
«Братства прерафаэлитов» — первого в истории английской живописи объединения
художников.
Тогда же в Англии работал один из самых независимых и
своеобразных художников XIX в. — Джеймс Уистлер. Его творческие поиски, как и
у прерафаэлитов, были направлены против академизма; он пытался отобразить на
холсте непосредственное восприятие окружающего мира.
К концу века и неоклассицизм, и академическая живопись, и
поиски образов в искусстве Средневековья и Возрождения исчерпали себя. В
двери стучалось новое, XX столетие — век художников-революционеров и
безграничных творческих экспериментов.
ПРЕРАФАЭЛИТЫ
В 1849 г. три английских живописца выставили на суд
публики картины, подписанные монограммой «PRB». Полотна были столь же
таинственны, сколь необычны. В залах Королевской академии искусств среди
привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и скучных
мифологических композиций две картины: «Риенци» и «Изабелла» — притягивали
взор яркими красками и странными сюжетами. Отдельно, в галерее Портланд на
углу Гайд-парка, была выставлена ещё одна работа — «Юность Марии».
Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ
творческого объединения художников — «Братства прерафаэлитов» {англ. PreRaphaelite
Brotherhood, от лат. ргае — «перед», «впереди», итал. Rafael — «Рафаэль» и
англ. brotherhood — «братство»).
История «Братства» началась в 1848 г., когда познакомились
студенты школы Королевской академии Уильям Холмен Хант (1827— 1910), Данте Габриэл
Россетти (1828-1882) и Джон Эверетт Миллес (1829—1896). Им не нравились
система академического образования, модные живописцы и консервативные вкусы
викторианского общества. Молодые художники не хотели изображать людей и
природу отвлечённо красивыми, а события — далёкими от действительности, и,
наконец, им надоела условность официальных мифологических, исторических и
религиозных произведений.
Осенью того же года было основано «Братство
прерафаэлитов». Определение «прерафаэлиты» они выбрали, чтобы подчеркнуть
противостояние стилю итальянского художника Высокого Возрождения Рафаэля Санти
и выразить интерес к творчеству итальянских мастеров
Проторенессанса и XV столетия. В этой эпохе их привлекали
«наивное простодушие», а также истинная духовность и глубокое религиозное
чувство. Романтики по своей сути, прерафаэлиты открыли и мир образов
средневековой английской литературы, ставшей для них постоянным источником
вдохновения. Слово «братство» передавало идею закрытого, тайного сообщества,
подобного средневековым монашеским орденам. Увлечение Средневековьем
заставило прерафаэлитов изменить отношение и к декоративно-прикладному
искусству, противопоставив бездушным изделиям промышленного производства
высокое качество вещей, сделанных ими вручную.
Эти идеи члены «Братства» изложили в статьях, рассказах и
поэмах, которые они публиковали в своём журнале «Росток». Благодаря ему к
концу 1850 г. о прерафаэлитах знали не только в академии, но и за её
пределами.
Вскоре к прерафаэлитам присоединились художник Джеймс Коллинсон
(1825—1881), скульптор Томас Вулнер (1825—1892), а также Фредерик Джордж Стивенс
(1829—1907) и брат Данте Габриэла Уильям Майкл Россетти (1829—1919). Двое последних
позднее стали писателями и художественными критиками. Прерафаэлиты отказались
от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с
натуры. Художники полагали, что нельзя изображать посторонних людей, поэтому
всегда выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Они внесли
изменения и в традиционную технику живописи: использовали чистые цвета,
писали без подмалёвка по сырому белому грунту. На загрунтованном холсте
прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло
промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками.
Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой
долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.
Воспринимая христианство как духовное начало, возвышающее
искусство, прерафаэлиты обратились к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы
Марии. В 1850 г. Данте Габриэл Россетти выставил полотно «Ессе ancilla domini»
(лат. «Слуга Господня», 1850 г.), на котором изобразил Благовещение. В пустой
комнате на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария.
Перед Ней стоит прекрасный архангел, о небесном происхождении которого
говорят нимб над головой и язычки пламени под ногами. В правой руке у Гавриила
белая лилия, к ней прикован заворожённый взгляд Марии, левой рукой архангел
посылает Ей весть — поток Божественной, животворящей энергии. Над его рукой
парит голубь — символ Святого Духа. Перед ложем Марии — станок с уже вышитой
на алой ткани лилией. Работа не понравилась публике: художника обвинили в
подражании старым итальянским мастерам.
Одновременно Миллес показал на выставке Королевской
академии работу «Христос в доме Своих родителей» (1850 г.). Он изобразил
эпизод из детства Иисуса Христа и сопроводил его словами из Ветхого Завета:
«Ему скажут: „Отчего же на руках у тебя рубцы?". И он ответит: „Оттого,
что меня били в доме любящих меня"». Художник хотел представить эту
сцену совершенно реальной: писал стружки в плотничьей мастерской, фигуру
Иосифа — с плотника, его голову — с головы своего отца.
На переднем плане картины рядом с плотницким столом стоит
на коленях Дева Мария. Она с состраданием и любовью смотрит на Сына. Мальчик,
жалуясь, показывает Ей рану на руке. За столом Иосиф занят работой со своими
помощниками, на полу валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпится
стадо овец. Сцена залита ярким солнечным светом и воспринимается совершенно
естественно. Полотно Миллеса вызвало яростную критику: современников
раздражало, что он изображает Святое Семейство как простых людей. Художник
изменил название картины, она стала называться «Плотницкая мастерская».
Творчество прерафаэлитов было тесно связано с литературой:
с произведениями итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери,
английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, давно забытыми
средневековыми легендами и балладами с благородным поклонением прекрасной
даме, самоотверженным мужеством рыцарей и мудростью волшебников. Многие из
этих сюжетов нашли отражение на полотнах молодых художников.
Наиболее тонкое и своеобразное воплощение эти темы
получили у Данте Габриэла Россетти (названного в честь Данте Алигьери). В
1855— 1860 гг. он создал в технике акварели ряд работ, лучшей из которых
стала «Свадьба Святого Георгия и принцессы Сабры» (1857 г.). Георгий обнимает
возлюбленную, его волосы и доспехи отливают золотом. Сабра, приникнув к плечу
рыцаря, отрезает золотыми ножницами локон своих волос. Влюблённых окружают
кусты роз. За ними стоят ангелы, ударяющие золотыми молоточками в золотые
колокольчики. Данте Габриэл Россетти создал прекрасную сказку о вечной и
всепобеждающей любви.
По-иному — торжественно и печально — воплощает
литературный сюжет Миллес на картине «Офелия», созданной в 1852 г. В
зеленоватой воде среди водорослей плывёт тело утонувшей Офелии. Её парчовое
платье намокло и отяжелело, лицо бледно, руки безжизненно застыли и уже не
могут удержать букет цветов. Воду и окружающие её заросли художник написал с
натуры, а Офелию — с Элизабет Сиддел, будущей жены Данте Габриэла Россетти,
нарядив девушку в старинное платье из антикварной лавки и уложив её в ванну с
водой.
В 1853 г. первый период в истории «Братства прерафаэлитов»
закончился. Миллес не выдержал постоянной критики и стал членом Королевской
академии искусств. Данте Габриэл Россетти объявил это событие концом
«Братства». Постепенно его покинули остальные друзья. Вулнер уехал в
Австралию, Хант отправился на Ближний Восток искать места, описанные в Ветхом
Завете.
Новый этап в движении прерафаэлитов начался со знакомства
Данте Габриэла Россетти и двух студентов Оксфордского университета — Уильяма
Морриса (1834—1896) и Эдуарда Берн-Джонса (1833 — 1898).
В Оксфорде — одном из старейших университетских городов
Англии (его университет был основан в XII в.) — они впитали дух Средневековья
и впоследствии только в нём видели источник творческого вдохновения. Из
статей критика Джона Рёскина студенты впервые узнали о существовании
«Братства прерафаэлитов», а в доме одного из друзей они увидели акварель
Данте Габриэла Россетти «Данте, рисующий ангела» (1853 г.). Работа произвела
на Морриса и Берн-Джонса сильнейшее впечатление. С этого момента прерафаэлиты
стали для них идеалом в живописи, а Данте Габриэл Россетти — кумиром. В 1855
г. молодые люди покинули Оксфорд, окончательно решив посвятить себя
искусству.
В 1857 г. Данте Габриэл Россетти вместе с другими
мастерами (в их числе был Моррис) расписал стены одного из новых зданий в
Оксфорде сценами из книги «Смерть Артура» (14б9 г., издана в 1485 г.)
английского писателя Томаса Мэлори.
Под влиянием этой работы Моррис написал полотно «Королева Гиневра»
(1858 г.), изобразив в роли жены короля Артура свою будущую жену Джейн Бёрден.
Он и Данте Габриэл Россетти много раз рисовали эту женщину, находя в ней
черты романтической средневековой красоты, которой они так восхищались.
Данте Габриэл Россетти оказал сильное воздействие и на
творчество Берн-Джонса. Одна из первых работ мастера — акварель «Сидония фон Борк»
(18б0 г.). Её сюжет взят из книги немецкого писателя первой половины XIX в.
Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк. Монастырская колдунья», очень популярной
в кругу прерафаэлитов. Книга повествовала о жестокой колдунье, чья
необычайная красота делала мужчин несчастными. Художник изобразил Сидонию
замышляющей новое преступление. Одетая в великолепное платье девушка с
пышными золотистыми волосами судорожно сжимает висящее на шее украшение. Её
взгляд полон холодной ненависти, а фигура выражает непреклонную решимость.
Берн-Джонс возглавил движение прерафаэлитов в 70-х гг.,
когда Данте Габриэл Россетти начал болеть и почти перестал заниматься
живописью. Яркий пример зрелого творчества художника — полотно «Зеркало
Венеры» (1898 г.). Прекрасные девушки, похожие друг на друга, в одеждах,
напоминающих античные, глядят в ровное зеркало пруда. Они заворожены
собственной красотой и ничего больше не замечают. Их окружает холмистый
пейзаж, навеянный итальянской живописью XV в. В последние годы жизни
Берн-Джонс также обратился к легендам об Артуре. Самой важной картиной
художник считал «Последний сон короля Артура в Аваллоне» (1881— 1898 гг.). Аваллоном
в кельтской мифологии называют «остров блаженных», потусторонний мир, чаще
всего помещавшийся на далёких «западных островах». По преданию, на Аваллон
был перенесён смертельно раненный в сражении Артур. Берн-джонсовское полотно
так и осталось незаконченным.
В 1890 г. Моррис организовал издательство, в котором
вместе с Берн-Джонсом напечатал несколько книг. Опираясь на традиции
средневековых переписчиков, Моррис, так же как и английский график Уильям
Блейк, попробовал найти единый стиль оформления страницы книги, её титульного
листа и переплёта. Лучшим изданием Морриса стали «Кентерберийские рассказы»
английского поэта Джефри Чосера. От этой книги веет ожившим Средневековьем:
поля украшены вьющимися растениями, текст оживляют заставки-миниатюры и
орнаментированные заглавные буквы.
«Кентерберийские рассказы» вышли в год смерти Уильяма
Морриса. Через два года не стало Эдуарда Берн-Джонса. История движения
прерафаэлитов закончилась. Наступило XX столетие, мастерам которого они
оставили большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и
творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к
живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству.
|