В английской
живописи академическая школа, основы которой были заложены в XVIII столетии
первым президентом Королевской академии искусств Джошуа Рейнолдсом, сохраняла
главенствующее положение в течение всей первой половины XIX в. Однако
наиболее заметным явлением в те годы оказался пейзаж, который в академической
среде воспринимался как второстепенный, незначительный жанр. С одной стороны,
стремление к реальному отображению мира, утверждение самоценности простых
сельских ландшафтов, а с другой — природа как мир страстей и бурных
переживаний — всё это нашло яркое выражение в творчестве английских
художников. Искусство Англии вступило в эпоху романтизма.
УИЛЬЯМ БЛЕЙК
(1757—1827)
Поэт и художник Уильям Блейк стоит особняком в истории английского
искусства. Он был гениальным самоучкой — великим фантазёром и философом. «Ты
человек, Бог — не больше, чем ты, научись же поклоняться своей человечности»,
— писал поэт в одной из своих книг.
Блейк родился в Лондоне в семье бедного торговца галантерейными
товарами. В раннем детстве он начал писать стихи, рисовать и в четырнадцать
лет уже работал в гравёрной мастерской.
В 1779 г. Блейк приступил к самостоятельному творчеству,
пытаясь выставляться в Королевской академии искусств. Через десять лет он выпустил
сборник стихов «Песни неведения» (1789 г.). Тоненькая тетрадь была собрана из
листов, целиком гравированных автором. У него не было средств для
типографского издания своих стихов, и мастер обратился к средневековому
способу печати: вырезал на металлической пластине одновременно стихотворный
текст и иллюстрацию. Блейк изобрёл новую технику — выпуклую гравюру на меди,
при которой краска наносилась не в процарапанные углубления, а на выпуклые
участки. Благодаря своему изобретению художник добился пластичной, упругой и
изысканной линии рисунка, созвучной музыкальному ритму его стихов.
На листе со стихотворением «Дитя-радость» изображён
изящный цветок, обрамляющий текст, в чашечке цветка сидит женщина с ребёнком
на коленях, к которому склоняется ангел. Чудесному и счастливому миру,
описанному в стихах, полностью соответствует лёгкое и тонкое графическое
оформление.
Через пять лет Блейк выпустил сборник стихов «Песни
познания» (1794 г.) о страшном мире трущоб, тяжёлой жизни фабричных рабочих и
их детей. Иллюстрации к нему представляют собой резкие, контрастные
изображения, в которых нет воздуха и пространства, а мир замкнут и тёмен.
Таков маленький трубочист из одноимённого стихотворения, несчастный заложник
огромного безжалостного города.
Блейк чутко реагировал на социальную несправедливость. Он
считал, что технический прогресс только ухудшит положение рабочих, и боролся
против распространения машин на фабриках. «Лучше предупреждать нищету, —
говорил он, — чем спасать от неё. Лучше предупреждать заблуждения, чем
прощать преступления».
Блейк никогда не работал маслом, несмотря на популярность
этой техники в XIX в., предпочитая темперу и акварель. Он писал картины на
сюжеты из Библии (например, «Сон Иакова», 1800—1805 гг.), из сочинений
английских поэтов Уильяма Шекспира и Джона Мильтона, выбирая нетрадиционные
для изображения эпизоды и образы. Картина «Жалость» (около 1795 г.),
созданная по мотивам шекспировского «Макбета», — наглядная иллюстрация слов
пьесы:
И жалость, будто
голенький
младенец,
Влекомый вихрем,
или херувим
На скакунах
невидимых
воздушных...
В конце жизни Блейк получил от своего друга
художника-акварелиста Джона Линнела заказ на иллюстрации к библейской Книге
Иова, а также к «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Каждый абзац библейского текста художник превратил в
самостоятельную графическую композицию. На листе «Тогда Господь отвечал Иову
из бури» (1821 г.) в центре помещена иллюстрация в прямоугольной рамке: в
небесах является фигура Бога (изображение напоминает Бога-Творца Микеланджело
в росписях свода Сикстинской капеллы ). Вокруг располагаются орнаментальные
мотивы с включённым в них текстом.
Для оформления «Божественной комедии» Блейк сделал более
ста акварельных рисунков и несколько пробных гравюр. Художник не признавал
работы с натуры, предпочитая ей безграничные возможности фантазии и
творческого воображения. В его иллюстрациях всё движется и меняется, люди
бесплотны и похожи на тени, пространство скручивается в воронку, взмывает
волной и низвергается потоком, как например, на гравюре «Паоло и Франческа»
(«Вихрь влюблённых», 1824—1827 гг.).
Блейк умер в полной нищете и был похоронен в общей могиле.
Открытие его творчества произошло в середине XIX в., а в XX столетии пришло
всеобщее признание. В Вестминстерском аббатстве в Лондоне — усыпальнице
английских королей, государственных деятелей и знаменитых людей — рядом с
памятниками известным поэтам Англии был установлен бюст Уильяма Блейка.
Стиль Блейка для европейского искусства XIX в. уникален.
Он сочетает архаичные черты, свидетельствующие об отсутствии у художника
специального образования, с творческой фантазией, композиционной
изобретательностью и явным стремлением к обобщённым символическим образам.
«Моё сердце полно будущего», — говорил он, предчувствуя, что его жизнь
продолжится в стихах, рисунках и гравюрах. |