Джозеф Меллорд Уильям Тёрнер родился в Лондоне. Его отец
держал парикмахерскую. В те времена парикмахерская была таким же местом
встреч и разговоров, как традиционная английская пивная. Здесь бывали
художники, гравёры и поэты. Отец развешивал на стенах акварели сына для
продажи.
В 1789 г. Тёрнера приняли в школу при Королевской академии
искусств. В пятнадцать лет художник в первый раз выставил в академии свою
акварель. Он учился и работал: осваивал современную акварельную технику, в
которой традиционно выполнялись так называемые топографические пейзажи —
небольшие точные виды усадеб, парков, замков и соборов; копировал на заказ
произведения старых мастеров.
В 90-е гг. Тёрнер обратился к масляной живописи. Подражая
голландским мастерам, он написал картину «Датские суда под ветром» (1801 г.).
Эта работа показала возросшее мастерство художника. Некоторые даже посчитали,
что он скопировал старый пейзаж.
В 1802 г. художник был избран действительным членом
Королевской академии искусств и до конца своих дней честно служил ей,
участвуя в организации выставок, читая лекции для широкой публики и обучая
студентов.
В 1806—1812 гг. Тёрнер создал серию этюдов, на которых
изобразил берега Темзы. К ним относится «Пейзаж на Темзе» («Пейзаж с белой радугой»),
написанный акварелью около 1806 г.
Техника акварельной живописи Тёрнера становилась всё
сложнее и виртуознее. Вот как, по рассказу очевидцев, создавалась акварель
«Фрегат первого класса, пополняющий запасы» (1818 г.). Сын друзей художника
попросил гостившего у них Тёрнера нарисовать фрегат. Художник взял лист,
«налил жидкой краски на бумагу, пока она не промокла, а потом стал скрести,
протирать бумагу, как бешеный, и всё казалось хаосом, но постепенно, как бы
по волшебству, стал рождаться корабль со всеми своими прелестными деталями, и
ко времени второго завтрака рисунок с триумфом был
представлен...». Тёрнеру дважды пришлось иметь дело с графикой. В 1807—1819
гг. он предпринял попытку создать энциклопедию пейзажа в гравюрах. Он дал ей
латинское название «Liber Studiorum» («Книга этюдов») и предполагал на ста
листах, выполненных в различной технике гравюры, показать развитие пейзажа в
европейской живописи. Затея не удалась, но на этой работе Тёрнер воспитал
целую группу отличных гравёров.
В 20—30-е гг. Тёрнер получил заказ на оформление сочинений
английских писателей Сэмуэля Роджерса и Вальтера Скотта. Эти книги
пользовались успехом, и гравюры с рисунков Тёрнера висели почти в каждом
английском доме.
К середине 30-х гг. Тёрнер достиг вершины мастерства. Он
давал уроки живописи на вернисажах, заканчивая там свои картины. Так, на
глазах у восторженной публики и изумлённых художников он за несколько часов
почти полностью написал полотно «Пожар лондонского Парламента» (1835 г.).
Этот пожар произошёл в 1834 г. Сотни людей наблюдали драматическое зрелище.
Стихия бушующего огня потрясла Тёрнера, он сделал прямо на месте девять
акварелей, на основе которых и создал через год большую картину маслом.
Поздние работы художника написаны лёгкими, прозрачными
быстрыми мазками. Тёрнер предпочитал светлые краски, очень любил белила и
различные оттенки жёлтого и коричневого цветов, никогда не использовал
зелёный и чёрный цвета.
В 40-е гг. творчество Тёрнера постепенно становилось всё
более непонятным английской публике. Он писал то потоки дождя, сквозь которые
с трудом проступают контуры одного из первых пароходов («Стаффа, пещера Фингала»,
1832 г.), то невольничий корабль, с палубы которого сталкивают в море больных
негров («Невольничье судно», 1840 г.), то мчащийся поезд («Дождь, пар и
скорость», 1844 г.), чутко и довольно неожиданно откликаясь на современные
события. Достижения технического прогресса казались ему поэтичными и
волнующими, а действия людей — отвратительными и жестокими.
Тёрнер начал терять интерес к обществу, всё реже выставлял
свои картины, подолгу скрывался от друзей и поклонников. Мастер умер, оставив
пространное завещание: он хотел, чтобы на его деньги построили дом для
престарелых художников, открыли галерею его работ и класс пейзажной живописи
в академии. Судьба распорядилась иначе: единственным наследием Тёрнера
являются его акварели, этюды и полотна, в которых заключён удивительный мир,
увиденный художником.
|