Бидермейер
(нем. Biedermeier) — стиль в искусстве Германии и Австрии, который развивался
в 10— 40-х гг. XIX в. Название ему дали пародийные юмористические стихи Л. Эйхродта
и А. Куссмауля, публиковавшиеся в 1855—1857 гг. в одном из мюнхенских
журналов. Их вымышленный автор, учитель Готлиб Бидермейер — скромный
обыватель: благодушный, сентиментальный, незадачливый, любитель спокойной
жизни и уюта.
Для живописи бидермейера характерны небольшой формат
полотен, тщательная и тонкая манера письма, как правило отсутствие действия в
изображаемых сиенах, пристрастие к мелким деталям. Бидермейер освоил
художественный опыт романтизма с его поэтическим взглядом на мир, порой
окрашенным иронией; но при этом сгладил крайности этого стиля, «одомашнил»
его в соответствии с бесконфликтной натурой обывателя. Мастера бидермейера
пробовали силы в портрете, пейзаже и других жанрах, но ярчайшим выражением
стиля стала бытовая живопись.
Характерной приметой поворота от романтизма к бидермейеру
послужил «Автопортрет в мастерской» (1811 г.) художника из Дрездена Георга
Фридриха Керстинга (1785—1847), одного из друзей Каспара Давида Фридриха.
Герой автопортрета изображён спиной к зрителю: человек с миром своих
переживаний уходит в тень, а зритель может без смущения изучать обстановку
его жилья. Пальто на гвозде возле двери, склянки с красками вперемежку с
книгами на секретере, курительная трубка на подоконнике рассказывают о жизни
и характере хозяина этой комнаты больше, чем он сам. Портретисты бидермейера
воспринимали человека не как самостоятельную личность, а в неразрывной связи
с его семьёй, точнее с его домом.
В пейзажах бидермейера — в основном городских — жизнь
суетливого Берлина или сонного старинного Мюнхена передана с документальной
точностью. Даже изображённые на картинах прохожие — конкретные люди.
Например, на полотне берлинского мастера Франца Крюгера (1797—1857) «Парад на
Оперной площади» (1824 — 1829 гг.) в толпе зрителей представлены многие
знаменитости — архитектор К. Ф. Шинкель, скрипач и композитор Н. Паганини и
др.
Бидермейер унаследовал от романтизма интерес к
отечественной истории и фольклору, в особенности к миру немецких сказок.
Мюнхенский живописец Мориц фон Швинд (1804—1871) был создателем циклов картин
и больших акварелей на сказочные темы. Художник из Дрездена Адриан Людвиг Карл
Шпицвег. Бедный поэт. 1839 г. Государственные музеи, Берлин.
Рихтер (1803—1884) иллюстрировал знаменитые «Детские и
семейные сказки» братьев Гримм и немецкие пословицы.
Центральная тема живописи бидермейера — повседневная жизнь
«маленького человека». Галерею подобных персонажей, живых и трогательных,
создал художник-самоучка из Мюнхена Карл Шпицвег (1808—1885). Таков «Бедный
поэт» (1839 г.), творящий в убогой чердачной комнате, где зонтик закрывает
дыру в крыше.
Мастер бидермейера относился к своим героям с теплотой, но
не идеализировал их. Он мог посмеяться над ними, как Иоганн Эрдманн Хюммель
(1769—1852), автор картины «Увеселительный сад в Берлине» (1831 г.). Он
подметил, как гуляющие студенты, военный и дамы с детьми отражаются в
перевёрнутом виде в полированных стенках огромной гранитной вазы. Художник не
просто безмятежно любовался миром, но находился в живом контакте с ним. Адриан
Людвиг Рихтер сообщал в дружеском письме: «Я живу хотя и тесно, но уютно за
городом и пишу тебе это письмо (воскресенье днём), сидя в тенистой беседке.
Передо мной ряд цветущих розовых кустов; от времени до времени их колеблет
ветер, и он же вдруг перевернул страницу моего письма — вот почему на нём
большое чернильное пятно».
Бидермейер противостоял академической традиции, не
связывая себя особым почтением к старым мастерам. Озорной насмешкой выглядит
картина Иоганна Петера Хазенклевера (1810—1853) «Сцена в мастерской» (1836
г.), где молодые живописцы, оборванные и бесшабашные, весело толпятся на фоне
большого холста, повёрнутого к зрителю тыльной стороной, о которую не раз
вытирали кисть. Череп, фонарь, шпага и фолианты, разбросанные по комнате,
здесь не символы суеты, как в живописи XVII в., а просто веши, реквизит
живописца. Бидермейер, ощутивший художественную ценность настоящего, а не
прошлого, был «питательной средой», в которой зародился реализм середины XIX в.
|