Болонский академизм — направление, возникшее в конце XVI
в. и занявшее в XVII столетии значительное место в итальянской живописи.
Отношение к его представителям менялось с течением времени. Современники
считали академистов выдающимися мастерами, однако спустя столетие их совсем
забыли, а в XIX в. обвинили в подражании слабым сторонам живописи
Возрождения.
«Академия вступивших на правильный путь» — так называлась
небольшая частная мастерская, созданная в Болонье в 1585 г. художниками
двоюродными братьями Лодовико (1555—1619), Агостино (1557—1602) и Аннибале
(1560—1609) Карраччи. Они хотели воспитать мастеров, которые имели бы
истинное представление о красоте и были способны возродить искусство
живописи, по их мнению пришедшее в упадок.
Такая точка зрения имела под собой серьёзные основания. Во
второй половине XVI в. большое влияние на живописцев оказывали теоретики
маньеризма — направления, возникшего в искусстве Италии ещё в 20—30-е гг. Они
утверждали, что нет и не может быть художественных идеалов, общих для всех.
Художник создаёт свои произведения на основе Божественного вдохновения, по
природе своей стихийного, непредсказуемого и не ограниченного ремесленными
правилами. Краски не могут передать всей полноты и тонкости замысла, вложенного
Богом в душу художника, и поэтому нельзя судить о ценности картины по её
техническому исполнению. Обучение мастерству не считалось столь уж важным
делом.
Академия противостояла этим взглядам. Есть вечный идеал
красоты, заявляли братья Карраччи, он воплощён в искусстве античности,
Возрождения, и прежде всего в творчестве Рафаэля. В академии основное
внимание уделялось постоянным упражнениям в техническом мастерстве. Его
уровень зависел, по мнению братьев Карраччи, не только от ловкости кисти, но
и от образования и остроты интеллекта, поэтому в их программе появились
теоретические курсы: история, мифология и анатомия.
Одна из первых работ болонских академистов — выполненные Аннибале
и Агостино Карраччи и несколькими учениками в 1597— 1604 гг. фрески на сюжеты
«Метаморфоз» Овидия в палаццо Фарнезе в Риме. В их оформлении чувствуется
сильное влияние монументальной живописи Микеланджело. Однако в отличие от
него у братьев Карраччи на первом месте стоит абстрактная красота живописи —
правильность рисунка, уравновешенность цветовых пятен, ясная композиция.
Совершенство формы занимало их гораздо больше, чем содержание.
Среди первого поколения выпускников академии особой
популярностью пользовались Гвидо Рени (1575—1642), Доменикино (настоящее имя Доменико
Цампьери, 1581 — 1641) и Гверчино (настоящее имя Франческо Барбьери, 1591 —
1666). Работы этих живописцев отличает высокий уровень техники, но в то же
время эмоциональная холодность, поверхностное прочтение сюжетов. И тем не
менее у каждого из них есть интересные черты.
Так, в картине Доменикино «Последнее причащение Святого Иеронима»
(1614 г.) очень выразительный пейзаж притягивает зрителя гораздо больше, чем
основное действие, напыщенное и перегруженное деталями.
«Аврора» (1621 — 1623 гг.), плафон Гверчино в римской
вилле Людовизи, поражает зрителя захватывающей энергией, с которой движутся
богиня утренней зари на колеснице и другие персонажи. Интересны рисунки Гверчино,
выполненные, как правило, пером с лёгкой размывкой кистью. В этих композициях
виртуозность техники стала уже не ремеслом, а высоким искусством.
Особое место среди академистов занимает Сальватор Роза
(1615— 1673). Его пейзажи не имеют ничего общего с прекрасной античностью.
Обычно это изображения глухих лесных чащ, одиноких скал, пустынных равнин с
заброшенными руинами. Здесь непременно присутствуют люди: солдаты, бродяги,
особенно часто разбойники (в Италии XVII в. банды разбойников порой держали в
страхе города и целые провинции). Разбойник в произведениях Розы
символизирует присутствие в природе некоей мрачной, стихийной силы. Влияние
академических традиций сказывается в ясной, упорядоченной композиции, в
стремлении «облагородить» и «подправить» натуру.
При всей своей противоречивости болонские академисты
сыграли в развитии живописи очень важную роль. Принципы обучения художника,
разработанные братьями Карраччи, легли в основу академической системы
образования, существующей до сих пор.
|