Портретист Джошуа Рейнолдс был первым среди английских
мастеров, кто учился в Италии, путешествовал по Голландии, Фландрии, Германии
и Франции. Блестящее художественное образование, превосходное знание основных
направлений современного искусства позволили ему свободно соединить в своём
творчестве черты разных стилей.
Выбирая для портрета тот или иной стиль, мастер учитывал
прежде всего характер и род деятельности модели. Так, адмирала Хизфилда
художник представил на фоне поля битвы с клубящимся дымом и багровым закатом
(1787— 1788 гг.). Известных литераторов и актёров Рейнолдс окружал
аллегорическими фигурами, а порой, следуя традиции классицизма, изображал в
виде античных или исторических персонажей («Элизабет Шеридан в виде Святой Цецилии»;
«Сара Сиддонс в виде музы трагедии», 1783— 1784 гг.).
Всю свою жизнь Рейнолдс много и охотно писал детей. В
зависимости от происхождения и условий заказа он по-разному изображал их.
Так, в портрете мальчика из семьи Кру (1776 г.) перед зрителем «маленький
взрослый», облачённый в костюм XVI в. Композиция и поза героя напоминают
знаменитые портреты короля Генриха VIII кисти Ханса Хольбейна Младшего.
Ребёнок увлечённо играет роль «маленького монарха», сохраняя при этом
эмоциональность и детскую непосредственность.
Совсем иначе Рейнолдс написал свою племянницу («Девочка с
земляникой», 1773 г.), превратив её портрет в некое подобие жанровой сценки:
девочка, оказавшись в лесу, увидела что-то необычное и испугалась, в её
взгляде сложно переплелись страх и любопытство. Лицо, написанное в нежных,
почти пастельных тонах, очаровывает чистотой и особым, детским обаянием. По
стилю этот портрет близок к традициям рококо, но наполнен живым и открытым
чувством в духе наступившей эпохи сентиментализма (от франц. sentiment —
«чувство»). Это течение в литературе и искусстве европейских стран второй
половины XVIII — начала XIX в. Его сторонники считали главным в природе
человека не разум, а чувства и утверждали ценность человеческой личности
независимо от сословия.
Рейнолдс искренне заботился о процветании национальной
школы живописи. Он начал восстанавливать в Лондоне Королевскую академию
искусств (открытая в 1711 г., она позднее распалась) и стал её первым
президентом (1768 г.). Современникам он запомнился не
только как художник, но и как замечательный оратор и педагог (его речи на
заседаниях академии издавались и переводились на другие языки). Именно
благодаря Рейнолдсу английские мастера почувствовали себя причастными к
европейской традиции и осознали неповторимое значение своего творчества. |