Барбизон,
маленькая деревушка на окраине Фонтенбло, загородной королевской резиденции
близ Парижа, ничем особенным не примечателен. Вряд ли кому-нибудь из
французских художников XVII или XVIII столетия пришло бы в голову писать незамысловатые
пейзажи этих мест. Однако именно в Барбизоне в 30—60-х гг. XIX в.
предпочитала работать группа живописцев, получившая название барбизонской
школы. Изображение обыкновенной природы, лишённой драматических эффектов,
стало своеобразным манифестом этих художников, для которых жёсткие,
консервативные и далёкие от жизни требования академии были неприемлемы и
мешали творческому развитию.
В Салоне 1833 г. «Вид в окрестностях Гранвиля», написанный
в том же году Пьером Этьеном Теодором Руссо (1812—1867), выглядел словно окно
в живую природу. (С годами картина сильно потемнела, поэтому сейчас трудно
представить её первоначальный колорит.) Через два года Руссо пытался показать
в Салоне пейзаж, созданный в Юрских горах Швейцарии. Вместо величественных
горных вершин он изобразил стадо коров, медленно бредущее между осенними
деревьями («Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры», 1835 г.). Жюри Салона
посчитало себя оскорблённым столь простым сюжетом, и картина была отвергнута.
Однако мнение Салона оспаривали некоторые критики и художники, а один из них,
живописец Ари Шеффер (1795—1858), купил пейзаж и выставил его в своей
мастерской. Салон счёл поведение Руссо вызывающим и в течение тринадцати лет
не принимал его работ.
После провала в Салоне Руссо приобрёл немало друзей, среди
которых были художники-пейзажисты Жюль Дюпре (1811 — 1889) и Нарсис Виржиль Диаз
де ла Пенья (1808— 1876). Это знакомство положило начало барбизонской школе.
Февральская революция 1848 г., свергшая монархию и
установившая республиканский строй, всколыхнула всю страну и изменила
художественную жизнь Парижа. Жюри Салона было упразднено, и его двери
открылись для всех желающих.
В 1849 г. Руссо выставил в Салоне картину «Аллея в лесу Л'Иль-Адам»
(1846—1849 гг.), изображающую весенний лес. Художник как будто увлекает
зрителя в чащу передний план затемнён, второй залит солнцем и манит взгляд.
Поверхность картины покрыта мелкими мазками красок разнообразных оттенков,
которые словно лепят стволы и листву деревьев, зелень травы.
В 1848 г. Руссо поселился в Барбизоне, где создал немало
пейзажей. На картине «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль. Заходящее
солнце» (1848—1850 гг.) огромные деревья образуют тёмное овальное обрамление,
сквозь которое виден светлый второй план — в водах болота отражается растительность
и бродят коровы. По мнению художника, здесь ему удалось передать ощущение,
что деревья погружены в тихую беседу. На Всемирной выставке 1855 г. Руссо за
эту картину получил золотую медаль, что означало признание и творческую
победу.
В последние годы жизни художник занялся поиском простых
сюжетов и нового стиля, более понятного зрителю, но его живопись стала
слишком натуралистичной и скучной. Тем не менее Руссо был первым среди
современников, кто перестал радовать академическим правилам и развивал
реалистическое направление в пейзаже.
Жюль Дюпре, как и Руссо, начал выставлять работы в 30-х
гг. В то время художник посетил Англию и
познакомился с творчеством Джона Констебла. Впечатления от
его живописи он пронёс через всю жизнь. Пейзажи Дюпре заметили в одном из парижских
художественных журналов и часто печатали с них гравюры. Это позволило мастеру
постоянно показывать свои картины публике. В 40-х гг. Дюпре находился в
центре художественной жизни Парижа, в его доме собирались отвергнутые Салоном
мастера.
Почти одиннадцать лет проработал мастер над полотном
«Большой дуб» (1844—1855 гг.). На этой картине, отразившей своеобразную
творческую программу художника, показан простой сельский вид с пастухом и
коровами, идущими на водопой. Над ними возвышается громада старого дуба. Всё
в мире связано -люди, животные, растения, вода и небо. Более того, природа,
по мнению Дюпре, важнее и значительнее человека.
В Салоне 1852 г. Дюпре представил «Пейзаж с коровами»
(1850 г.) — простой по композиции и эмоциональный по настроению. В дальнейшем
художник перестал выставляться, но навсегда сохранил верность реалистическому
пейзажу. В последние годы жизни он писал только этюды с натуры.
В 50-х гг. Барбизон стал местом постоянной работы
французских художников-пейзажистов. Реалистический пейзаж приобрёл в то время
новых поклонников и мастеров.
С барбизонцами тесно связан Шарль Франсуа Добиньи (1817—
1878), изображавший простую, незатейливую природу и крестьян. Пейзаж «Запруда
в долине Оптево» (1855 г.) был показан на Всемирной выставке в Париже, и его
высоко оценила критика. Мастер увлекался видами рек и озёр; путешествуя по
реке Уазе, он писал пейзажи прямо в лодке. Тонкие цветовые переходы в воде и
небе, отражения деревьев и облаков, влажность воздуха Добиньи отразил в
«Берегах реки Уазы» (в 50-х гг. он написал несколько вариантов этой картины).
Живописцы барбизонской школы оказали заметное влияние на
развитие реалистического искусства во Франции. Их пейзажи научили публику воспринимать
живые впечатления от природы. Отныне к пейзажу перестали относиться как к
второстепенному и незначительному жанру.
|