Эдуард Мане родился в Париже, его семья была достаточно
обеспеченной. Решение сына стать художником не устраивало родителей. Но когда
после нескольких безуспешных попыток поступить в мореходную школу Мане всё же
добился своего, он мог жить, не нуждаясь и не продавая своих картин.
В 1850 г. юноша стал учеником модного парижского живописца
Тома Кутюра (1815—1879). Академический стиль, последователем которого был его
учитель, не привлекал художника. В 1856 г. Мане ушёл из мастерской Кутюра и
отправился в путешествие по Европе. Вернувшись в Париж, он много времени
провёл в Лувре, изучая старых мастеров. В 1859 г. Мане попытался выставиться
в Салоне. Предложенное им полотно «Любитель абсента» (1858—
1859 гг.) было отвергнуто жюри. Не рассчитывая больше на
благосклонность официальной критики, художник показал в 1863 г. серию своих
работ в частной галерее. Танцовщица Лола стоит у края сцены, гордая,
прекрасная («Лола из Валенсии», 1862 г.); грустная уличная певица ест вишни,
её задумчивые прекрасные глаза смотрят мимо зрителя, а мысли далеко («Уличная
певица», 1862 г.); дамы и кавалеры гуляют в саду Тюильри («Музыка в Тюильри»,
1860 г.). Этот калейдоскоп человеческой жизни вызвал у
критиков раздражённое определение — «пёстрая мешанина красок».
В 1863 и 1865 гг. Мане представил в Салон две картины —
«Завтрак на траве» и «Олимпия» (обе 1863 г.).
«Завтрак на траве», выставленный в «Салоне Отверженных»,
навеян «Концертом» итальянского живописца эпохи Возрождения Тициана. На
лесной поляне расположились мужчины в современных костюмах. Они о чём-то
беседуют, не обращая внимания на женщин — обнажённую, сидящую рядом, и
другую, купающуюся в ручье. Картина вызвала бурное негодование публики, не
оценившей новизны, с которой художник решал чисто живописные задачи —
изображение человеческих фигур (в том числе обнажённой) в пейзаже, передача
ярких красок солнечного дня.
«Олимпия» — вариация на тему многих композиций старых
мастеров, посвящённых красоте женского тела. Обнажённая девушка лежит,
облокотившись на подушку, и смело, без тени смущения, смотрит на зрителя.
Выставленная в Салоне 1865 г. картина вызвала скандал. Писатель Эмиль Золя
выступил в защиту Мане: «Когда наши художники дают нам Венер, они исправляют
натуру, они лгут. Эдуард Мане спросил себя... почему не сказать правду: он
познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней...».
В 1867 г. Мане открыл собственную выставку в павильоне на
площади Альма — своего рода отчёт о десятилетнем периоде творчества. Здесь
была представлена, в частности, картина «Флейтист» (1866 г.).
Город стал постоянным мотивом произведений Мане. Парижская
толпа, улицы, мастерские художников, кафе и театры — везде и во всём он видел
жизнь, достойную воплощения на полотне. На «Портрете Эмиля Золя» (1868 г.)
писатель, занятый проблемами современного искусства, предстаёт перед зрителем
окружённый многочисленными предметами — японскими гравюрами, репродукциями с
картин, бумагами и книгами. В композиции «Завтрак в мастерской» (1868 г.)
представлены три персонажа: женщина с серебряным кофейником, мужчина, сидящий
за столом, и юноша на переднем плане. Он смотрит вдаль, погружённый в
какие-то прекрасные мечты. Фикус в восточной вазе, экзотический шлем и кривая
сабля, лежащие на кресле в полумраке комнаты, кажутся воплощением его мыслей.
Полотно «Балкон» (1868 г.) изображает родных и друзей мастера; сидящая
женщина в белом — его ученица, художница Берта Моризо.
В конце 60-х гг. творчество Мане привлекло молодых
художников-импрессионистов — Эдгара Дега, Клода Моне, Огюста Ренуара и др.
Его мастерская на время стала центром художественной жизни. Влияние
импрессионистов заставило Мане рисовать на пленэре и сделать палитру светлее.
Но он не примкнул к их движению и продолжил собственные творческие поиски. В
год открытия первой выставки импрессионистов (1874 г.) художник работал с
Клодом Моне в Аржантее на берегу Сены. Здесь были написаны его самые яркие,
солнечные картины — «Аржантей», «В лодке» (обе созданы в 1874 г.). Мане писал
крупными мазками, стремился к чёткой структуре композиции, ясности
изображения.
В 1872 г. торговец картинами Поль Дюран-Рюэль (1831 —
1922), поддержавший ранее Камиля Коро, Теодора Руссо и Жана Франсуа Милле,
купил у Мане двадцать четыре работы и на следующий год устроил его выставку в
Лондоне. В конце 70-х гг. Салон перестал отвергать картины Мане. В 1881 г.
художника даже наградили орденом Почётного легиона.
За год до смерти Мане выставил одно из своих самых
совершенных произведений — «Бар в Фоли-Бержер» (1882 г.). За стойкой бара,
над натюрмортом из бутылок и фруктов, возвышается немного грустная,
обаятельная девушка, слушающая клиента, который отражается в зеркале.
Удивительный эффект двойного изображения придаёт картине мистический характер
— она словно притягивает взгляд зрителя.
В творчестве Мане объединены достижения как старых
мастеров, так и современников и обозначено одно из направлений развития
нового искусства. В работах художника вторая половина XIX столетия предстала
во всём многообразии своих проявлений |