20-е гг. XIX в. были для Франции временем становления
романтического искусства. Молодые художники объявили своим учителям настоящую
войну. Историки назвали их выступление «романтической битвой», а её героем
стал живописец Эжен Фердинанд Виктор Делакруа.
Эжен Делакруа родился в городке Шарантон-Сен-Морис под
Парижем. Будущий художник рано осиротел. В 1815 г. он поступил учеником в
мастерскую Пьера Нарсиса Герена (1774—1833), у которого незадолго до этого
учился Теодор Жерико.
В те времена одной из самых читаемых книг была
«Божественная комедия» итальянского поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери, в
которой автор рассказывает о своём воображаемом путешествии по загробному
миру. Проводником Данте служит древнеримский поэт Вергилий. В первой картине
Делакруа «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) люди играют подчинённую
роль: Данте не герой, а свидетель; он полон ужаса, однако пытается сохранить
достоинство. Он не даёт гневу или отчаянию овладеть собой, в отличие от
пленников Ада — грешников, барахтающихся в волнах загробной реки Стикс.
Современники Делакруа напряжённо следили за ходом
освободительной революции в Греции 1821— 1829 гг. (с XV в. Греция находилась
под властью Турции). Делакруа выбрал, пожалуй, самую трагическую страницу
греческой эпопеи. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное
население Хиоса, греческого острова в Эгейском море, близ берегов Малой Азии.
Более сорока тысяч греков было убито и около двадцати тысяч обращено в
рабство. Откликом художника на эти события стала картина «Хиосская резня»
(1824 г.).
На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в
пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок.
Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют
родителей защитить их. Далее — панорама залитой солнцем долины; здесь среди
ослепительно белых домиков происходит избиение греков (то же ждёт и
персонажей первого плана). Затем возникает новая тёмная полоса — море,
сменяясь светлой — небом. По силе воздействия на зрителя «Хиосская резня»
могла сравниться только с «Плотом „Медузы"». Но образный язык Делакруа
иной, чем у Жерико: это не сухой и точный стиль репортёра, а возвышенная речь
автора классической трагедии. Турецкий всадник, который тащит за собой
девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее
символичны и другие фигуры: мёртвая мать, к груди которой тянется младенец;
обнажённый раненый грек — его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются
сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.
Уже закончив «Хиосскую резню», Делакруа увидел в Салоне
несколько полотен английского пейзажиста Джона Констебла и переписал свою
картину, полностью изменив её колорит. Видимо, только тогда ему удалось
добиться в пейзаже этой волшебной лёгкости переходов от коричневого тона к
ярко-жёлтому и от иссиня-чёрного к серебристо-серому. Мастерски передан
спокойный, щедро окрашенный солнцем воздух южного полдня — он даёт жизнь
неподвижным фигурам.
Искусственное восстановление власти Бурбонов (эпоха
Реставрации) не могло не тормозить развития общества. Все жертвы и победы
Великой Французской революции и империи оказались напрасными. В июле 1830 г.
парижане вновь восстали и овладели столицей. Режим Реставрации рухнул. Во
Франции была установлена так называемая Июльская монархия. К власти пришёл
король Луи Филипп (1830— 1848 гг.).
Делакруа опять почувствовал интерес к современности и
создал в 1830 г. картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 года)».
Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое
звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а
возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с
древнегреческой богиней». В самом деле, художник придал своей героине и
величавую осанку «Афродиты Милосской» (античной статуи, которая находится в
коллекции Лувра), и те черты, которыми наделил Свободу поэт Огюст Барбье,
певец революции 1830 г.: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым
голосом, с огнём в глазах, быстрая, с широким шагом». Свобода поднимает
трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа:
мастеровые, военные, буржуа, взрослые, дети... Сейчас все они солдаты
Свободы.
В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в
Алжир и Марокко. Сразу по возвращении в Париж художник принялся за картину
«Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.). Делакруа не пытался поразить
зрителя броской экзотикой. Под его кистью запретная для посторонних женская
половина арабского дома с красочными коврами и дверями красного дерева
выглядит уютно и приветливо. Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко
очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко
выделяются на фоне бархатистых теней.
Под солнцем Африки Делакруа открыл художественные приёмы,
которые оценили по достоинству только импрессионисты: основой его живописи
служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно
помимо своего цвета включает оттенки соседних. Краски были смыслом живописи
Делакруа, говорившего: «Когда цвет точен, линия рождается сама собой».
С конца 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд батальных
полотен, посвященных средневековой французской истории. В «Битве при Нанси»
(1828—1834 гг.) войска — серые сплочённые массы с разноцветными пятнами лиц и
знамён — неуклюже движутся по снежной равнине под мутно-жёлтым закатным небом.
Сцена гибели Карла Смелого помещена на первом плане, но выглядит как
заурядный эпизод боя, Эжен Делакруа — самый независимый живописец во Франции
первой половины XIX в. Его находки в области колорита наметили путь развития
французской живописи вплоть до конца столетия. |