Гюстав Курбе родился в семье зажиточного землевладельца из
маленького городка Орнана на юго-востоке Франции.
Париж узнал о существовании молодого художника в 1844 г.,
когда Курбе выставил в Салоне «Автопортрет с чёрной собакой» (1842 г.). На
картине красивый юноша с длинными волосами, он мечтательно смотрит на
зрителя. У него за спиной скалистый пейзаж родного края, рядом большая собака
с шелковистой чёрной шерстью.
В 40-х гг. художник познакомился с поэтом Шарлем Бодлером,
барбизонцами, известными критиками. Общение с этими людьми привлекло внимание
Курбе к проблемам современности.
В Салон 1850 г. Курбе предложил две картины: «Дробильщики
камней» (1849 г.) и «Похороны в Орнане» (1849— 1850 гг.). На первой из них
художник изобразил двух рабочих, молодого и старого, раскалывающих камни на
дороге. Молодой рабочий полон сил, но в его позе нет уверенности и надежды.
Ещё более унылый и обречённый вид у старика. Коричневатый тон картины
усиливает безрадостное настроение. Картина не сохранилась: она потеряна во
время Второй мировой войны.
«Похороны в Орнане» — огромное полотно площадью двадцать
один квадратный метр, на котором Курбе расположил около пятидесяти фигур в
натуральную величину. Картина имела сложное программное содержание: скончался
дед художника (поэтому в композиции
присутствует автопортрет мастера) — современник Великой
Французской Революции. Его друг стоит у могилы в костюме конца XVIII в. и как
бы вопрошает: какое поколение идёт нам на смену?
Обе картины показались публике и критике грубыми по
исполнению и вульгарными по содержанию.
Через пять лет несколько работ Курбе не приняли на
Всемирную выставку. Тогда обиженный художник возвёл на собственные деньги
павильон, назвав его «Павильоном реализма», и выставил в нём сорок
произведений, главным среди которых было полотно «Мастерская художника» (1855
г.). Выпустив каталог выставки, он во вступлении обосновал своё понимание
реализма: «Я не хотел никому подражать, никого копировать, и тем более моя
мысль не устремилась к легкомысленной цели „искусства для искусства"!
Нет! Я просто хотел обрести в полном знании традиции осмысленное и
независимое чувство моей собственной индивидуальности. Знать, чтобы мочь, —
так я рассуждал. Быть в состоянии выразить нравы, идеи, облик эпохи в
соответствии с собственной оценкой, быть не только художником, но и
человеком, одним словом, творить живое искусство — такова моя задача».
Картина «Мастерская художника» имела развёрнутое название
«Мастерская художника, или Реальная аллегория, характеризующая семилетний
период моей художественной жизни». В центре большого полотна сам Курбе,
пишущий пейзаж. У него за спиной обнажённая модель — символ жизнеутверждающей
творческой энергии. Справа — друзья художника, в том числе поэт Шарль Бодлер,
слева — социальные аллегории. Картина написана в тёплых коричневато-жёлтых
тонах. Она стала одним из лучших произведений мастера.
В 1867 г. Курбе устроил персональную выставку, построив в
Париже на площади Альма павильон. Он показал сто тринадцать картин и, как
всегда, вызвал волну споров, похвал и критики.
Популярность Курбе как борца за новое искусство сделала
художника активным участником революции 1870 г., а затем Парижской Коммуны
(он был председателем Комиссии художников по охране памятников искусства).
Когда Коммуна пала, его приговорили к шести месяцам тюремного заключения.
Опасаясь дальнейших преследований, в 1873 г. Курбе уехал в
Швейцарию. В маленьком городке Тур-де-Пейльц он снял старую пустую гостиницу,
на втором этаже которой устроил мастерскую. Здесь прошли последние годы жизни
художника.
|