Во второй
половине XIX в. многие французские мастера стремились достичь наибольшей
достоверности в изображении природы и человека, искали новый художественный
язык, способный правдиво отразить действительность. Ведущим принципом в искусстве
этого периода стал реализм (от лат. realis — «вещественный»,
«действительный»).
КАМИЛЬ КОРО
(1796—1875)
Жан Батист Камиль Коро создал более двух тысяч
произведений, главная тема которых — природа. На его полотнах изображены
разные уголки Италии, Франции — дороги, леса, реки, деревушки, города...
Отношение к творчеству художника было неоднозначным: одни критиковали работы
за небрежность исполнения, другие восхищались непосредственностью и
искренностью живописной манеры.
Коро родился в Париже в семье владельцев модной
мастерской. По настоянию родителей он, закончив лицей, пять лет проработал
торговцем сукном, но коммерсант из него не получился. Отец назначил ему
скромное содержание и разрешил заниматься живописью: начинающему художнику не
пришлось зарабатывать на жизнь. Коро выбрал пейзаж — жанр, не признанный
в академических кругах. Три года он провёл в мастерских
художников Ахилла Мишаллона (1796—1822) и Жана Виктора Бертена (1775—1842).
Коро совершил несколько поездок в Италию, побывал в
Голландии, Бельгии, Англии, объездил Францию. Путешествуя по своей стране,
он, подобно английскому современнику Джону Констеблу, впервые открыл для
французского искусства родную природу («Шартрский собор», 1830 г.; «Мельница
в Морване», 1831 г.). Художник обычно писал на натуре маленькие эскизы.
Заканчивал работы он в мастерской, дополняя и изменяя их. «Я заметил, что всё
написанное с первого раза более свободно, более красиво по форме, — говорил
Коро и добавлял: — ...Я вижу также, как строго надо следовать природе и не
довольствоваться набросками, сделанными наспех».
Начиная с 30-х гг. Коро стал включать в пейзажи античных
мифологических персонажей, как было принято в академической живописи («Гомер
и пастухи», 1845 г.; «Купание Дианы, 70-е гг. XIX в.). Писатель Эмиль Золя
так оценил подобные произведения: «Я любил бы Коро безгранично, если бы он
согласился раз навсегда уничтожить нимф, которыми он населяет свои леса, и
заменить их крестьянками... Мне в тысячу раз дороже маленькие карманные этюдики,
эскизы, сделанные им в полях, лицом к лицу с могущественной природой».
В зрелых работах Коро очертания деревьев, зданий, фигур
растворяются в воздушной дымке, которая окутывает предметы. Художник
сознательно сократил число красок на своих полотнах и писал, используя
множество полутонов. Всё больше Коро привлекали переходные состояния природы.
Пасмурный день, печальный и одновременно прекрасный, показан на картине
«Колокольня в Аржантее» (1855— I860 гг.). Под небом мрачного свинцового
оттенка ледяной ветер клонит дерево, гонит листву и едва не сбивает с ног
хрупкую женщину («Порыв ветра», 1864 г.). В картине «Воз сена» (60-е гг.)
чувствуется радость природы, пробуждающейся после дождя. Небо, кое-где
расцвеченное розоватыми красками, голубеет в лужах на дороге.
Выставляясь в каждом Салоне с 1827 г., Коро получил
одобрение жюри и публики только в 1865 г. Через два года на Всемирной
выставке французское правительство вручило ему орден Почётного легиона. |