В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид
графики — литография (от греч. «литос» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности
камня на бумагу. Мастера могли с помощью этой техники передавать множество
оттенков чёрного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также
прекрасно имитировать карандашный рисунок и набросок тушью. Литография давала
много чётких отпечатков, и её быстро освоила полиграфическая промышленность.
Расцвет литографии во Франции произошёл в 30—40-х гг. XIX
в., что было связано с активным участием прессы в общественной жизни. Сатирический
журнал «Карикатюр» и газета «Шаривари» высмеивали отрицательные стороны
режима Луи Филиппа (1830— 1848 гг.), взошедшего на престол после Июльской
революции 1830 г. Одними из самых острых были карикатуры и шаржи Оноре Домье.
Будущий художник родился в Марселе в семье стекольщика.
Его родители вскоре переехали в Париж. Домье не получил систематического
художественного образования, что не помешало ему стать выдающимся мастером
литографии. В своих произведениях он обличал ханжество, алчность и духовную
пустоту правительства («Законодательное чрево»; 1834 г.). Постоянным героем
художника был король Луи Филипп, на всех рисунках напоминающий огромную
неповоротливую грушу. Он то выступает в роли лицемера-врача, радостно
констатирующего смерть раненого рабочего («Он нам больше не опасен», 1834
г.), то, обнявшись со своими соратниками, воровато вынимает из чужого кармана
часы («Мы все честные люди, обнимемся», 1834 г.)...
Домье чутко и эмоционально отозвался на террор,
наступивший после
Июльской революции. Литография «Улица Транснонен» (1834
г.) изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен
солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов,
включая женщин и детей. Страшным пятном выплывает из мрака фигура мёртвого
мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил
собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой
старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование Домье
проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые
оттенки и резкие контрасты чёрного и белого.
Новый взлёт творчества художника пришёлся на 1848 г. —
время Февральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более
динамичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.)
изображает паническое бегство кабинета министров Луи Филиппа при виде юной
девушки — аллегорической фигуры Революции.
После прихода к власти императора Наполеона III (1852—1870
гг.) политическая сатира была запрещена.
Последний всплеск творческой активности стареющего
художника снова был связан с политическими событиями: франко-прусской войной
1870— 1871 гг. и Сентябрьской революцией 1870 г. На литографии «Бедная
Франция! Ствол сломан, но корни ещё крепки» (1871 г.) Франция предстаёт
искалеченным деревом с одной веткой, согнутой порывом ветра. Его корни
глубоко уходят в землю, пытаясь найти в ней опору.
Домье как живописец был неизвестен современникам: он
никогда не выставлял свои картины. Лёгкие свободные мазки, отдельные
контрастные пятна краски, соединяясь, рождают выразительный и яркий образ Дон
Кихота. Он гордо восседает на тощей лошадёнке, прямой и самоотверженный, —
великий мечтатель, большой ребёнок, искренне верящий в добро и справедливость
(«Дон Кихот», 1866—1868 гг.).
Признание пришло к Оноре Домье уже после смерти. В 1901 г.
в Париже устроили большую персональную выставку мастера, где были показаны
литографии, сделанные им за сорок лет работы, и картины. Благодаря его
достижениям техника литографии получила широкое распространение среди
французских и европейских мастеров второй половины XIX столетия.
|