В первой
половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в
искусстве Западной Европы. Два первооткрывателя новой живописной культуры —
англичанин Джон Констебл и испанец Франсиско Гойя, — не получив признания на
родине, нашли учеников и последователей именно во Франции. Теодор Жерико и Эжен
Делакруа творчески восприняли их свободную манеру и колорит, подготовив
рождение импрессионизма и тем самым всей современной живописи.
Франция опередила другие европейские страны и в
демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского
Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г.
открылись для широкой публики залы Луврского музея. Постепенно
государственное академическое образование вытеснилось подготовкой в частных
мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики:
распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело
особенный размах в правление Наполеона I и Луи Филиппа (1830—1848).
ЖАК ЛУИ ДАВИД
(1748—1825)
К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских
художников был Жак Луи Давид — самый последовательный представитель
неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени.
Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. В
1766 г. он поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Характерной
чертой французской культуры тех лет было всеобщее увлечение античностью.
Живописец Жозеф Мари Вьен (1716—1809), учитель Давида, создавал композиции на
античные темы, сохранявшие игривую прелесть рококо. Молодёжь находила в
Древнем мире другие идеалы: не изысканную красивость, а примеры суровой
гражданской доблести, бескорыстного служения общему делу.
В такой атмосфере проходили ученические годы Давида. Он
тяготился консервативным укладом академии, мечтал посетить Италию. Наконец
его мечта сбылась: в Италии художник провёл 1775—1779 гг.
В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской
академии и получил право участвовать в её выставках — луврских Салонах. Ещё в
1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла
создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические
чувства». Давиду был предложен сюжет из ранней римской истории — подвиг трёх
братьев из знатного рода Горациев. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга
(VII в. до н. э.) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже
братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Двое
Горациев погибли в бою. В этой драматической истории художник нашёл миг
возвышенной доблести — сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве.
Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г.) Давид
уехал в Рим. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики,
началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую.
Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома:
сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые
сумерки. На втором плане — трёхпролётная аркада; в каждую из арок вписана
одна или несколько фигур. В середине стоит отец семейства, слева от него —
готовые к сражению сыновья, справа — оцепеневшие от горя и страха женщины с
детьми. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям
фигур воинов. В основе всей композиции число три: три арки, три группы
персонажей, три меча, три руки, с готовностью протянутые к оружию. Эти
троекратные повторения наполняют всю сцену настроением бодрой собранности:
любое движение сразу обретает утроенную силу.
Следующим государственным заказом Давида стала картина
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г.). Луций Юний Брут —
легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание
римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э.), — приговорил к смерти
двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. В этом полотне почти
повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены. Брут
безмолвно сидит в густой тени колоннады. В центре картины женщины; в «Горациях»
они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев.
Это финальный акт исторической драмы: когда герой сделал своё дело и может
уйти со сцены, обретают голос жертвы его суровой доблести.
«Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма
Бастилии. Давид сразу нашёл полное понимание у восставших парижан. Отныне все
знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию». В октябре 1790
г. большую картину Давиду заказал Якобинский клуб, объединявший наиболее решительных
деятелей Великой Французской революции. Художнику предстояло запечатлеть
событие, послужившее причиной её начала. Когда 20 июня 1789 г. король Людовик
XVI попытался распустить заседавшее во Дворце малых забав в Версале
Национальное собрание, его депутаты обосновались в Зале для игры в мяч на
улице Святого Франциска в Париже и поклялись не расходиться до тех пор, пока
не выработают конституцию. К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в
Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с
половиной на девять с половиной метров. Однако за два года он успел выполнить
в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от
работы: многих участников клятвы в ходе дальнейших событий революции объявили
«врагами народа», и они эмигрировали или были казнены.
В сентябре 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент,
высший
законодательный и исполнительный орган Первой республики,
а после переворота 31 мая — 2 июня 1793 г., когда к власти пришли якобинцы,
фактически стал проводником правительственной политики в области искусства.
Давид руководил также организацией национальных празднеств; в его задачи
входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных
«мучениками свободы».
После нового переворота в июле 1794 г. Давид, как видный
якобинец, был арестован и предстал перед следствием. Однако он сумел доказать
свою непричастность к массовым казням 1793—1794 гг. и был освобождён в
августе 1795 г.
В 1795—1799 гг. Давид вместе с учениками работал над
картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». По
его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы
греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым
своим обычаям». Тем не менее художник вновь избрал сюжет, созвучный
современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их
мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как
призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина
вызвала у зрителей лишь насмешки.
В 1799 г. в результате очередного государственного
переворота к власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие
революционеры, радостно приветствовал это событие. В картине «Пере-
ход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г.) художник
изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в
Италию. Неподвижная, как монумент, фигура полководца на вздыбленном коне
возвышается на фоне безжизненных линий горных хребтов: кажется, что весь мир
замер, послушный властному жесту победителя. Камни под ногами коня —
своеобразный пьедестал: на них выбиты имена трёх великих завоевателей,
прошедших этой дорогой, — Ганнибала, Карла Великого и самого Наполеона.
Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым
живописцем». Он безошибочно выбрал талантливейшего мастера своего времени и
одного из лучших в истории художников-пропагандистов. В грандиозной картине
«Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери
2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и
великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель
и старые простыни Марата.
После поражения Наполеона Давид, который в своё время
проголосовал в Конвенте за смертный приговор Людовику XVI, был вынужден
покинуть Францию. Художник уехал в Брюссель (принадлежавший тогда
Нидерландскому королевству), где жил до самой смерти. Он продолжал работать:
прилежно, но уже без подъёма писал портреты таких же, как он, изгнанников и произведения
на античные сюжеты. |