Жан Франсуа Милле родился в семье зажиточного крестьянина
из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его
художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители
дали ему деньги и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и
два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797—1856). С 1840
г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне.
В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до
конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле.
«Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — говорил он о себе.
Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в
картине «Сборщицы колосьев» (1857 г.). Фигуры женщин на фоне поля согнуты в
низком поклоне — только так им удастся собрать оставшиеся после жатвы
колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные
оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более
поэтичным сторонам крестьянского быта.
Картина «Анжелюс» (1859 г.) показала, что Милле способен
передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. В поле застыли две
одинокие фигуры — муж и жена, заслышав вечерний колокольный звон, тихо
молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами
заходящего солнца, создают ощущение покоя.
В 1859 г. Милле по заказу французского правительства
написал полотно «Крестьянка, пасущая корову». Морозное утро, иней серебрится
на земле, женщина медленно бредёт за коровой, её фигура почти растворилась в
утреннем тумане. Критики назвали эту картину манифестом бедности.
В конце жизни художник под влиянием барбизонцев увлёкся
пейзажем. В «Зимнем пейзаже с воронами» (1866 г.) нет крестьян, они давно
ушли, бросив пашню, по которой бродят вороны. Земля прекрасна, печальна и
одинока. «Весна» (1868—1873 гг.) — последняя работа Милле. Полная жизни и
любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, она закончена незадолго
до смерти художника.
Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по
лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил
понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не
только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.
Живописное мастерство, стремление без прикрас показать
деревенскую жизнь поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизонцами и
художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX
столетия.
|